Марина Введенская. Канатоходец. М.: Вагриус, 2007. – 272 с.
Реальное ли это имя автора – пока никому неизвестно. Если псевдоним, то кто за ним скрывается? Но в любом случае с появлением этой книги гламурная литература сделала шаг вперед.
Эпиграф из Ницше. «Мы слышали уже довольно о канатном плясуне; Пусть покажут нам его».
Чем прежде всего подкупает «Канатоходец», так это непосредственностью, с которой ведется повествование. От первого лица.
Уже в самом начале книги рассказчица – ее зовут Марго – с трогательным простодушием сообщает, что в юности она принадлежала к советской золотой молодежи, а «с наступлением дикого капитализма ┘ плавно примкнула к тем, кажется, двум или трем процентам самых-самых избранных». И далее: «Все в моей жизни происходило красиво и духовно. Гармоничная семья. Дом в самом знаменитом и прекрасном на свете поселке. Конечно же, на Рублевке┘ Я так хотела там остаться навсегда и добилась этого. Я всегда в жизни добивалась того, чего хотела. Материального благополучия, расположения и любви людей, интересных мне┘»
Итак, Марго живет – всю жизнь! – в своего рода гетто, золотой клетке. И ничего не боится – ни зависти, ни сглаза, ни того, что спугнет удачу.
Такой зачин будто специально провоцирует агрессию читателя: не потому, что не любят успешных. Не любят тех, кто хвастает своей успешностью.
Но не стоит спешить. Все не так однозначно.
Марго хороша собой, умна, благополучна во всех отношениях, у нее любящий муж, двое замечательных детей (книга, кстати, посвящена сыну). Она доверчиво открывает себя миру, как прелестный избалованный ребенок. Ей не надо ничего доказывать. Не надо особо заботиться ни о чем мирском. Чего душа пожелает, то сразу и получит... Ну, допустим, не душа. С душой все (гораздо) сложнее.
Марго любит Турцию, особенно «конкретный кусочек земли, на котором расположен Отель». В этот ее приезд аниматором Отеля оказывается молодой и очень красивый турецкий курд Ферхат; в него влюбляются все. Он же влюбляется в Марго. По уши. Она, в свою очередь, доброжелательно, но трезво наблюдает за тем, как любовь меняет человека.
Эта love story – лейтмотив книги. Но банальная на первый взгляд история оборачивается здесь самым неожиданным образом.
В связке богатая дама – бедный аниматор обязательно должны сыграть свою роль деньги. Как таковые деньги Марго не интересуют. Однако именно деньги оказываются тем детонатором, который разносит вдребезги ее покровительственно умильное отношение к влюбленному Ферхату. Когда тот (через приятеля) просит у нее триста долларов, Марго дает тысячу, но «кривясь от гадливости».
Сюжет с деньгами на этом, впрочем, не заканчивается. Просто у Ферхата свои понятия, ведь по натуре он жиголо: «Я подумал, если ты мне денег дашь, то я хоть что-нибудь для тебя значу». И возвращает, швырнув оземь, деньги.
Но и Марго живет по законам и правилам своей среды. То есть соблюдая правила/условности, которые – со стороны – могут показаться нелепыми. Посещает какие-то ненужные ей мероприятия («из обоймы выпадать нельзя»). Не забывает упомянуть марки своих вещей. И т.д. и т.п.
Однако, будучи плоть от плоти своей среды, Марго тем не менее тяготится ею. «Людей, окружающих меня, придумал и поместил рядом кто-то очень нехороший»; «доброжелательные улыбки и совершенно пустые глаза выдают их – они мертвы»; и даже «на лицах веселых молодых людей лежала печать вырождения и дебилизма».
Впрочем, и к себе она относится не только с восторгом: «У меня есть одна очень неприятная черта – я эгоистка, нет, даже эгоцентристка┘ я никогда не пропускаю неприятности через себя. То есть мне бы даже хотелось переживать, сопереживать – но! Не дано┘»
Она может посетовать: «Батюшки мои, мой белый «порше» был не самым заметным среди семерок БМВ и «бентли». Но потом спохватывается: «Не так живу! Не о том думаю и мечтаю!»
Именно поэтому «Канатоходец» обречен на успех. И дело тут не только в том, что 98 процентам не избранных так уж хочется прикоснуться к luxure life. (Хотя, конечно, хочется...) Привлекает другое. А именно: персонажи, оказавшиеся в поле зрения рассказчицы и ставшие поводом для ее рефлексии.
«Для того чтобы чудо свершилось, нужен чудовидец – тот, кто заметит: «Вот оно!» Марго – замечает. И конечно, главное действующее лицо – это она, такая простодушная, открытая и такая, в сущности, непонятная.
И канатный плясун из Ницше – тоже Марго. Балансируя шестом, идет она по канату, натянутому между ее золотой клеткой и остальным миром. Иногда кажется, вот-вот упадет. Но нет, снова вырулила. Упадет другой.
А нам останется щемящая нота сочувствия. К аниматору Ферхату, к безбашенным искательницам женского счастья. Ко всем тем, кого заметила Марго.