0
819
Газета Проза, периодика Интернет-версия

28.12.2006 00:00:00

Прогулка сквозь Слово

Тэги: тавров, самурай


Андрей Тавров. Самурай: Поэма. – М.: АРГО-РИСК; Тверь: KOLLONA Publications, 2006, 56 c.

В 1917 г. в Крыму Марина Цветаева посещает литературное общество «Хлам» (где собираются Художники – Литераторы – Актеры – Музыканты). В одном из своих писем она приводит монолог одного из участников общества. Господин средних лет рассказывает о поэте Мандельштаме: «Я, например, говорю ему: стихи создаются из трех элементов: мысли, краски, музыки». А он мне в ответ: «Лучше играйте тогда на рояле!» – «А из чего, по-вашему, создаются стихи? Элемент стиха – слово. В начале было слово┘» – «Ну, вижу, тут разговор бесполезен┘»

В наше время этот интересный разговор, похоже, только начинается. Но начинается он не с обывательских «мыслей, красок и музыки», а с разговора о Слове пустом и полном, о традиции вслушивания в то самое Слово, которое, по мнению Мандельштама (и не только его), сквозит за поэтической речью как таковой. Оговоримся – в лоне извечной традиции оно слышится за вязью и поступью только живой речи. Уход же в наполненное собой и только собой псевдостиховое многоречивое пространство для нынешнего времени – что-то вроде симптома тяжелой болезни. Ее условно можно окрестить «болезнью равенства самому себе».

Когда элементом стиха и в самом деле становится Слово как Логос, мы тут же попадаем в сферу традиции. Имена художников, знаменующие эту извечную традицию, могут быть самыми разными: в поэзии Андрея Таврова это Томас Стернз Элиот, Эзра Паунд, Иосиф Бродский и Осип Мандельштам.

«Самурай» – это заключительная часть поэмы «Psyhai» (начало опубликовано в вышедшем в прошлом году сборнике «Парусник «Ахилл»).

Все вышеперечисленные поэты вели стих довольно-таки извилистой тропой, осязая слова, как подручный, плотяной, абсолютно живой материал. Иногда слова в их поэзии становятся плотиной смысла, который нелегко вычленить, потому что дело, как нетрудно догадаться, не в нем. Идет лепка из воздуха, трансовое наборматывание, рокот. Обрывы и переносы, сбивы дыхания, попытки вновь его обрести.

У Таврова все эти признаки налицо. Его поэзия более всего похожа на пруд, в котором кишмя кишат форели – это живые тела мифов и плотные сгустки метафор.

Миф как первопричина поэзии, матрица души с непременными бабочками (которым в поэзии Таврова уделяется одно из центральных звучащих мест), флейтами, Эдипом и героем Улиссом, выдувает из себя новые формы, сопрягается с повседневной, здешней, очень хрупкой и скудной подчас жизнью. Это сопряжение происходит: иногда до такой степени сильно и оглушительно, что поэт забывает о воде-традиции, теряя привычный, выверенный мифами разум и опрокидываясь в смерть.

Совершенней искренности она,
потому что выпала из ребра
букв и звуков, как смерть юна,
как смерть – овца иного двора.
И губы ее из льна┘

Воздух, который пронизывает стихи Андрея Таврова, можно потрогать руками и проверить на вкус. Это тот самый воздух эллинизма, о котором и писал Осип Мандельштам, говоря об античной осанке русской речи.

Стихи Таврова в высшей степени своевременны – прислушиваясь к тому, что стоит за пресловутым «элементом стиха», поэт обретает свое дыхание, глубинное, а не поверхностное. Отсюда – ощущение наполненности, которое остается от этих двух книг. Подделать его нельзя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
606
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2326
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1538
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1167

Другие новости