Олег Зайончковский. Прогулки в парке: Повести и рассказы. – М.: ОГИ, 2006, 240 с.
«Русская тема» сейчас на взлете. Согласно народной аналитике, с ее помощью будут возводить на престол Преемника. Для того, дескать, и поддерживается в средствах массовой информации нужный градус «антиксенофобской» истерики – чтобы в урочный час Преемник вышел весь в белом и сурово сказал: «А ну кыш, хватит вешать собак на великий русский народ!»
Однако одной «антиксенофобии» с ее карикатурными персонажами для поддержания темы на боевом взводе мало – желательно еще, чтоб электорат не забыл, кого и что именно эти самые антиксенофобы гнобят. Поэтому навстречу ломовому ферзю по имени «русский фашизм» медиакорпорация аккуратно продвигает фигурки помельче: вот вам фильм о загадочной русской душе «Остров», вот роман о еще более загадочной русской судьбе «Из России, с любовью»...
А вот подзаголовок новой книги Олега Зайончковского – «Бессознательно русское». Писатель тут ни при чем – это издатели такую красоту присобачили – для вящего маркетингу. «Русское» сейчас продается.
Повести, объединенные в цикле «Прогулки в парке», это такая «шутка гения» – эксперимент общепризнанного художника слова в области «жанровой прозы». И, как можно убедиться с первых страниц, эксперимент удачный. Хотя коварный автор все же не удержался и подшутил над читателями – все положенные трупы из детективных шкафов повытащил, а «кто убийца» не объяснил. Я спросил у него однажды: ну зачем же, ну почему? Сделал бы нормальные детективы – стал коммерчески успешным писателем – вон, как Григорий Шалвович... Олег улыбнулся: «Пусть сначала аванс заплатят».
...А ведь они, вероятно, правы, эти издатели. Вот у Анатолия Салуцкого – «русское» и «православное» сознательнее некуда, прямо молотком по голове бьют. А у Зайончковского – всё между строчек, да всё бочком, осторожно, на цыпочках. Эх, кабы Салуцкому да зайончковский мед в уста. Кабы Зайончковскому – да салуцкие бицепсы... Но нет.
Русскость Зайончковского – не разведовательный дозор, а, скорее, отряд прикрытия. Дескать, предки (Гоголь, Достоевский) ушли на небо, а нам тут до конца стоять суждено, чтобы всякие не догнали наших и липким эпидермисом не залапали. Чтобы поэма «Мертвые души» была поэмой, а писулька под многозначительным названием «ЖД» лауреата всевозможных премий Д.Б. так и оставалась писулькой.
Зайончковский в отличие от некоторых не метит в достоевские – он, как тот мальчик из рассказа Пантелеева «Честное слово», стоит на посту. Задает уровень. Уровень, по достижению которого можно начинать метить хоть в достоевские. Если Бог наградил талантом.
А если нет – расстраиваться не надо. Можно, например, рецензии на книжки писать. Или, вон, дружить со всеми, премии получать престижные.