0
1501
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.11.2006 00:00:00

Если б молодость знала…

Тэги: рассказ, литературный журнал


Эпическая проза начинается с рассказа. По состоянию этого жанра можно судить о том, что ждет «большую литературу» в ближайшие 10–15 лет. Если обратиться к литературным журналам, то сегодняшнее состояние русского реалистического рассказа можно охарактеризовать словами известной поговорки: «Если б молодость знала, если б старость могла». Самая очевидная классификация сочинений современных авторов – возрастная, и разделяет она их всего на две категории: до сорока лет и после. Причем касается эта классификация как содержательной стороны, так и выразительных средств.

* * *

Рассказы тех, кому за сорок, условно назовем «зрелыми». Этих авторов отличает остросоциальная проблематика и сочувственное отношение к человеку, даже если он и обладает, например, склочным характером, как дед Лукич в рассказе Виктора Дьякова «Бесплатный уголь» («Москва», № 8). Дед этот, как и многие в нашей стране, справедливо жаждет социального реванша и назло сотрудникам районной управы собирается рассказать односельчанам тайну получения бесплатного угля, чтобы «проучить» власть, которая «всю жизнь простых работных людей мордовала и обманывала». И если дед пока строит планы реванша, то герой рассказа Владимира Жукова «Крыш» («Дружба народов», № 8), пенсионер – подобно хитрому мужику из русской народной сказки, его совершает. Ловко обводит вокруг пальца криминального авторитета да еще и получает с него кучу денег.

Мотив выживания любой ценой у тех, кто пережил становление «нового экономического порядка» в зрелом возрасте, непременно связан с нравственной проблематикой. В рассказе Андрея Волоса «Звонок» («Новый мир», № 3) ночной незнакомец будит героя, выкрикнув одно-единственное слово: «Подонок». И в памяти начинается целый парад скелетов из шкафа. Нет здесь преступлений с убийствами, но есть обыденная человеческая подлость и ложь, которые хоть и ради выживания и во имя «здравого смысла» творятся, но душу губят и к утру доводят «порядочного человека» до исступления.

Особенно пронзительный мотив человека, возрождающегося вопреки всему, как Феникс из пепла, в безнадежном хаосе девяностых, слышится в рассказе Александра Мельникова «Пришлось попотеть» («Москва», № 9). История взлетов и падений бывшего советского инженера, обычного человека, которому «семью надо кормить», воспроизводит атмосферу, которую невозможно придумать – надо пережить. Здесь и унизительный «Сникерс» в качестве новогоднего подарка детям, и участие в финансовой пирамиде с последующей продажей квартиры за долги, и попытка самоубийства, банка тушенки как предел мечтаний, затем свое дело, долгожданная стабильность, опять крах и вновь усилия и надежда. Русский человек жив, как бы ни давила его действительность, а благодаря ему жива и Россия.

В рассказе Юрия Рябинина «Игра «игра в деньги» («Москва», № 6) угадывается тема возрождения национального самосознания. И преподносится она через социальный контекст деревни. Дачники, отец и дочь, ради забавы придумывают завести свои деньги. Называют их по имени деревни Макеихи – макеинками. Поначалу безобидная игра в макеинки занимает только детей, но вскоре местная валюта начинает ходить и среди взрослых. Макеинками односельчане расплачиваются между собой за работу и продукты. Жители деревни гордятся своими деньгами, им нравится их «финансовая независимость». «Наши макеинские деньжата все вернее, – говорят они. – Уж мы не позволим никому больше обобрать нас». С рублями – «то беда, то горе», «то на них купить нечего, то к ценам не подступишься с ними, родимыми». Ценой немалых усилий отцу с дочерью удается вернуть Макеиху в «рублевую зону», хотя жители и неохотно расстаются со своими новыми деньгами. Они-то мечтали пуститься в самостоятельное плавание – потому что самим на себя рассчитывать вернее, чем на государство.

* * *

В рассказах же авторов «до сорока» выстраивается галерея иных портретов и, как следствие, иных проблем. Их герои, как правило, люди нравственно неполноценные, не способные противостоять злу в себе и в других. Более того – они сами становятся его проводниками. Например, герой рассказа Романа Сенчина «Персен» («Знамя», № 10) легко узнаваемый житель мегаполиса, ведущий образ жизни офисного раба и уже добившийся вожделенных благ в виде автомобиля «Форд Фокус» и гаража-ракушки, мечтает о большой и чистой любви. Но оказывается, что в городе для людей его типа – это роскошь. Молодой человек узнает, что его возлюбленная не может с ним встретиться – заболела бабушка. Что же предпринимает герой? Тянется к журналу с телефонами проституток – надо же как-то убить время до следующего вечера. Он за себя не отвечает – не может. Что с него взять? Весь он заложник «современного образа жизни» и изменить ничего не может. Эдакий «герой нашего времени», не вызывающий, однако, ни сочувствия, ни любопытства, потому что в отличие от Печорина не является неординарной личностью. Вся его рефлексия направлена на то, чтобы удовлетворить потребности и провести время.

В рассказе Олега Лукошина «Безобразные девочки снова в моде» («Урал», № 6) действует герой иной социальной принадлежности, но он тоже нравственно слаб. Это такой молодой человек перекати-поле, сегодня здесь, завтра там. Он приезжает в поселок, чтобы устроиться на местный загибающийся завод, снимает угол в избе, и тут-то разворачивается кошмарная картина нищеты и вырождения российской глубинки. Одинокая хозяйка пьет, скандалит и жестоко издевается над своими обезображенными дочерьми. Герой поначалу настроен мирно, он даже находит общий язык с забитыми и запуганными девочками, но, когда они начинают хотеть от него отцовской заботы, срывается с места. Осуждать его трудно – понятно, что на его месте подавляющее большинство людей так бы и поступило. Обращает на себя внимание истерика главного героя в конце рассказа: «Гады! Изверги рода человеческого! Разве я за этим сюда приехал? За страданием? За любовью? За нежностью? Я работать хотел, жить по-человечески». Выходит, что «жить по-человечески» – значит жить без любви и нежности, тем более – без страдания.

В цикле «Несколько рассказов о ненависти» Лукошин пытается продемонстрировать «крутизну» – и обнаруживает всю свою инфантильность. Это ненависть слабого. Ненависть обиженного. Сильные – способны любить.

Еще один неутешительный портрет героя нашего времени явлен в рассказах Алексея Карасева «Марш Преображенского полка» и «Маргинал» («Новый мир», № 2). Оба они о людях молодых, но уже безнадежных. При этом ни один, ни другой никуда не стремятся от себя таких – живут и все. Им и так нормально. Никакого конфликта нет.

Заканчивая тему нравственной деменции, приведу в пример еще один рассказ Романа Сенчина – «Мы идем в гости» («Дружба народов», № 7). Герои рассказа положительные люди, но вот остальной народ – да-а-а┘ В городе появляется больной СПИДом юноша. Его не любят из-за опасной болезни. Двое школьников, брат и сестра, берут над ним шефство – помогают адаптироваться на новом месте, но в итоге юношу кто-то жестоко избивает. По всей вероятности, это ухажер опекунши. Как ни странно, это событие не откликается в ее душе болью, хотя она успела увлечься своим подопечным. Во всяком случае, Роман Сенчин не дает нам понять обратного.

* * *

В общем, очень разное отношение к человеку демонстрируют «молодые» и «зрелые». Это понятно. Грустно от другого. Цена человеку у молодых авторов – копейка, их герои либо слабаки и калеки, либо безнадежные эгоисты, не считающие всех прочих за людей. «Любви они захотели! Нежности! Какая вам нежность, какая любовь, недоделанные?!» – это не только герой Лукошина, это хор поколения. Социум непременно перебивает усилия личности, втаптывает их в грязь. Нечего рыпаться – все безнадежно.

А вот у «зрелых» – отнюдь не безнадежно. Страдания и скорби дают силы жить и сопротивляться, заставляют постоять за себя и близких. Здесь принципиально иное измерение личности и, как следствие, иное будущее.

Если же говорить о художественной стороне вопроса, то молодые ничем не уступают зрелым – напротив, они демонстрируют более изощренную технику. Но разве смысл реалистического искусства в том, чтобы любоваться нанесенной на холст краской?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
865
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
992
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
770
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
581

Другие новости