0
986
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.11.2006 00:00:00

Фантастика как лакмус реальности

Тэги: фантастика


Почему-то люди, имеющие поверхностное представление о современном состоянии фантастической литературы в России, убеждены в том, что фэнтези по популярности давно задвинула классическую НФ. Высказаться на эту тему мне неоднократно предлагали различные печатные издания и даже телепередачи. И я, встречая откровенное недоверие, объяснял, что это совершеннейшая неправда. Точнее, эта информация изрядно устарела – лет эдак на 10–15. Пик популярности фэнтези в России пришелся на первую половину 90-х. И этому есть серьезное социологическое объяснение.

Фэнтези – это литература эскапизма, и популярность ее возрастает в серьезные времена социально-экономических кризисов. Утверждение это верно для всех стран и культур. Если научная фантастика «модифицирует» наш мир, открывает в нем что-то новое, тайное и непознанное, то фэнтези полностью рисует другой мир и предлагает читателю в него погрузиться с головой – иными словами, сбежать в него. В предвоенной Америке, сотрясаемой перманентными экономическими кризисами и задыхающейся от безработицы, Роберт Говард писал первые рассказы и повести о Конане, обитателе первобытного мира, населенного варварами и колдунами. И написал-то он всего на одну книжку, а успех был столь велик, что, мечтая повторить его, писатели разных стран до сих пор пишут о благородном дикаре все новые и новые романы. В послевоенной Европе, мучительно превозмогающей разруху, писал свою знаменитую трилогию Джон Рональд Руэл Толкин┘ В России пик популярности фэнтези приходится на начало 90-х – время жесточайшей инфляции, разгула преступности, развала всех экономических и властных структур. Именно тогда у нас впервые вышел полный перевод «Властелина Колец», была запущена серия книг о Кононе, появились другие менее известные произведения о мирах, которыми правит магия и физическая сила.

Когда человек не видит выхода, когда его положение безнадежно, когда окружающий мир кажется невыносимым, естественная реакция – сбежать и куда-нибудь подальше. Когда не помогает рациональный подход – люди в панике обращаются к иррациональному. И писатели, и читатели. Конечно, всегда есть люди, которых не устраивает этот мир, но в одни периоды времени они в меньшинстве, в другие – в большинстве. И вот именно тогда возрастает спрос на фэнтези.

Научная фантастика – литература людей, мыслящих трезво, готовых грамотно и конструктивно преображать мир вокруг себя, а не бежать сломя голову в другой.

В последние годы именно научная фантастика, да еще с заметным социально-историческим наполнением, начинает заметно превалировать над фэнтези. Именно в этом направлении работает большинство серьезных, интересных фантастов, оставляя «иные миры» графоманам и ремесленникам. Именно такие произведения получают премии на фестивалях фантастики.

И это хорошая примета.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1626
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1823
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1936
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4308

Другие новости