Ариэль Гор. Шоу «Смерть и воскресение» / Пер. с англ. С.Збарской. – М.: Гаятри, 2006, 224 с.
Отец писательницы Ариэль Гор, бывший католический священник, был отлучен от официальной Церкви за то, что осмелился жениться на ее матери. Он открыл собственный независимый католический храм, благодаря чему будущая писательница получила доступ к мистическим сокровищам христианской религии, не ограниченным правилами и традициями и находящимся за пределами официальной Церкви.
Именно поэтому создается впечатление, что герои ее книги – бродяги, артисты, хиппи свихнутые – носят в себе божественную искру, тогда как ревностные до фанатизма католики ее лишены.
Ариэль Гор привносит в христианскую традицию зерно буддистского сомнения, отвечая, в первую очередь себе, на такие вопросы: «Возможно ли, например, отвергнуть Церковь (или, как это было в случае с моим отцом, заставить церковь отвергнуть тебя) и остаться человеком веры?» и «Можно ли быть сомневающимся и любопытным христианином?»
Главная героиня книги «Шоу «Смерть и воскресение» – Франкка, по сценическому псевдониму – Святая Кэт, обладает мистической возможностью заставлять свои ладони кровоточить. Вернее, мистической она кажется зрителям, приходящим посмотреть на эту диковинку. На самом деле это умение – плод детского одиночества и отчаяния. После гибели родителей в автокатастрофе воспитанием Франкки занималась бабушка. Точнее, она бесконечно молилась и взывала к небесам, часто забывая о внучке. Оставшись однажды без обеда и ужина, девочка поняла, что если не перетянет на себя внимание бабушки, не отвлечет ее от Христа – то и завтрака ей не видать. Именно сильное чувство голода и нынче, когда Франкка уже выросла, позволяет ей усилием воли заставить свои ладони кровоточить. Если бы эта история происходила в СССР, то бабушка Франкки, несомненно, была бы партийной активисткой, а внучке пришлось бы повторить, к примеру, подвиг героев-краснодонцев, чтобы доказать свое право на ужин.
Ариэль Гор сбежала из дома в шестнадцать лет и долгие годы провела в дороге. Ее герои – передвижной балаганчик, представляющий шоу «Смерть и воскресение» с Франккой в главной роли, – колесят по современной Америке, восхищая провинциальных бездельников и шокируя религиозных фанатиков.
Труппа вообще подобралась на редкость живописная: хиппующий саксофонист-вегетерианец Тони; воздушная гимнастка Магдалена, мечтающая стать примой какого-нибудь шоу, но вынужденная терпеть другую приму, Франкку; трансвестит Мадре Пиа «с удостоверением верующей», мечтающий создать «Шоу левитирующих трансвеститов»; итальянский факир-огнеглотатель с просроченной визой; мать-одиночка Люп, гадалка из Индианы, для пущей экзотики притворяющаяся мексиканкой; юная невинная бородатая девушка, обладающая прекрасным голосом и потрясающими вокальными данными, и, наконец, сама Франкка (правда, на фоне этой пестрой компании она не кажется такой уж незаурядной?).
Книга получилась очень пронзительная, но без истерики, светлая и прозрачная, как ледяной горный родник. Ее ценность заключается в том, что автор видел своими глазами и прочувствовал на своей шкуре все то, о чем пишет. Кроме того, Ариэль Гор обладает определенным набором знаний, связанных с католическими традициями и историями святых. И, наконец, эти знания и ощущения переполняют ее настолько, что хочется поделиться ими с теми, кому это может быть интересно, – то есть с читателями.