Недавно в рунете появился полный текст нового романа Пелевина, того самого, который выйдет в ноябре. По случаю чего по просторам дневников и сайтов поскакали всадники под разными знаменами.
На знаменах одной группы всадников значилось: «Это настоящий Пелевин!» На знаменах другой – «Это не Пелевин, а подделка!» (подробнее об этой истории см. «НГ-EL» № 38 от 19.10.06). А еще были всадники, сидевшие в кустах: их видно не было, они только время от времени надписи на своих знаменах всем демонстрировали: «Мы не будем участвовать в этой пиар-кампании!» Данные всадники, кстати, в большинстве своем текст не читали, аргументируя это тем, что «хорошая вещь в пиаре не нуждается» (я и сама – один из этих многомудрых всадников, если честно).
Хотя на самом деле наличие или отсутствие пиар-кампании по книге вообще ничего о качестве самой книги не говорит. Кроме того, что издатель в нее верит и собирается продать весь тираж. Пока ничего криминального. Получается даже, что сам издатель свой товар считает очень даже хорошим, когда отдает распоряжение пиарить его по городам и весям, пиарить его в хвост и в гриву, люто, бешено пиарить, не считаясь с расходами.
То есть, конечно, издатель может отдать приказ пиарить в хвост и гриву что-нибудь запредельно ужасное: всем свойственно ошибаться или, скажем, переоценивать творческие достижения своих друзей и родственников. Поэтому – повторяю – принимая решение о прочтении того или иного текста, неплохо бы абстрагироваться от окружающего его пиара, будь он даже трижды навязчивый и неприятный.
Случается же, что под обложкой с рекламной завлекалочкой «Супермегатурбобестселлер, покоривший мир, особо отмеченный Аллой Пугачевой, Квентином Тарантино и членами Клуба Крутых Чуваков», скрывается хорошая, качественная книга. Судьба ее, кстати, незавидна. Те, кто купился на обложку, прочитают книгу без особого удовольствия и разочарованно отложат ее в сторону: не то. А те, кому она бы пришлась по вкусу, брезгливо отшатнутся от агрессивной, как женщина-вамп бальзаковского возраста, рекламы. Понятно, что читателей первого типа гораздо больше, чем второго, и они, как ни крути, книгу эту купят. Кому-то она даже понравится, да. Но большинства своих потенциальных ценителей она не достигнет: а все потому, что они слишком верят в то, что хороший товар в пиаре не нуждается.
Нуждается-нуждается! Все знают, что талантам надо помогать – а уж бездарности сами пробьются. Ну а то, что помогают у нас и тем, и другим, – так это такая особая мудрая справедливость. Проверка читателей на рефлексы: слюноотделение, желчеотделение и другие.