Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине: Роман/ Пер. с каталонского Н.А. Раабен. – М.: Мир книги, 2006. 224 с.
Альберт Санчес Пиньоль (р. 1965) – современный каталонский писатель. Родился в Барселоне, антрополог по образованию, член Ассоциации африканских исследований, много путешествует, провел несколько месяцев среди пигмеев Конго. «В пьянящей тишине» – его первый роман.
Одна из кажущихся его характеристик – предсказуемость. Действительно, как только прочитаны первые строки о прибытии молодого ученого на остров, который с полным правом можно назвать необитаемым, – становится ясно, что перед нами очередной плод автора с необузданной фантазией, от которой, бывает, устаешь уже на первых страницах. И в самом деле – несмотря на интригу и умелое управление читательским вниманием, оказывается, что все происходит примерно так, как ты себе и представлял. С некоторыми, конечно, отклонениями – все-таки в голову автору проникнуть нельзя, – но примерно по привычной канве. Фантазия стиснута рамками антропоморфности – существа, которые выходят из воды, по сути, не сильно отличаются от нас с вами. Такое же описание можно дать – и дают, кстати – каждому второму придуманному пришельцу. Плавники вместо ушей, перепонки между пальцами, синеватая, гладкая, как у дельфина, кожа – думаю, дальше можно не перечислять.
Оказывается, однако, что привидевшиеся поначалу предсказуемость и простота не более чем небольшая прихоть – когда подходишь к месту, где события должны развернуться так, как ты, прозорливец, угадал, возникает и смущение, и недовольство. Смущение – от того, что автор провел тебя, недовольство – от того, как это, оказывается, легко можно было сделать.
Такая вот незаметная игра с читателем видна на всем протяжении повествования – и мне, признаться, это по душе. Сюжетные ходы прихотливы, и за видимой простотой встает все больше и больше вопросов. Да и сами по себе герои обладают такими характерами, что неясно, где положительные качества переходят в отрицательные. Цивилизованный смотритель маяка – вроде бы цивилизованный, внешнее описание делает его схожим скорее со зверем – постепенно все больше и больше становится похож на тех, кого он с таким усердием уничтожает. И, наоборот, те, кто дикими голодными ордами штурмует единственную неприступную цитадель острова, неожиданно приобретают черты, делающие честь любому современному охотнику.
Авантюрный роман с признаками фэнтези неожиданно плавно перетекает в исследование человеческой сексуальности – причем в самой ее экстремальной форме. Надо сказать, что даже эротические сцены – насколько вообще возможна эротика между человеком и неким человекоподобным, но притягательным существом – описаны на должном уровне. Человек, который из ночи в ночь подвергается атакам непонятных морских существ, неожиданно вступает в связь с их представителем и, как впоследствии оказалось, изгоем – автор этим фактом опять же тонко и ненавязчиво стирает грани между правым и неправым, между добром и злом, между победителями и побежденными. Нет ничего верного, постоянного и надежного. Есть только одно, что может помочь в мире, который так похож на наш, – стремление к диалогу и надежда на то, что контакт между разными созданиями состоится.