Одной из характеристик наступившей в конце пятидесятых годов оттепели был всплеск интереса к поэзии. Вспомним, как органично вошли в ткань повествования известных фильмов сюжеты с выступлениями поэтов. Речь идет, конечно же, о «Заставе Ильича» Хуциева и более поздней картине Меньшова «Москва слезам не верит».
Воскресным днем 11 сентября 1955 года в 20 книжных магазинов Москвы отправились более 100 поэтов, чтобы стать за прилавки, подписать книжки, выступить с чтением стихов. Это был первый московский День поэзии.
В книжном магазине № 2 на Моховой собрались Константин Симонов, Михаил Луконин, Лев Озеров и Евгений Евтушенко. «Мы пришли в тот день к книжному магазину на Моховой (недалеко от старого здания университета был такой) и увидели огромную толпу, не вмещавшуюся в зал. Мы вынуждены были выйти на улицу, и кто-то предложил пойти к университету. Читали без микрофона, импровизированно, с лестницы... А когда потом мы пришли уже на площадь Маяковского, там было, наверное, тысяч 30–35 людей. То есть все наши выступления не прошли зря. Потому что некоторые люди приходили, может быть, из любопытства, а уходили уже читателями», – вспоминал Евтушенко.
Через год День поэзии повторили еще с большим размахом, на встречу с читателями пришли уже 180 поэтов. Было это 30 сентября. Особенностью праздника 1956 года был выход из печати большого сборника с таким же названием. Альманах «День поэзии» вышел в издательстве «Московский рабочий» довольно оперативно. Подписали его к печати 15 сентября, а через две недели он уже был на прилавках.
Замысел альманаха возник у Владимира Луговского, а собирала его редколлегия: Антокольский, Кирсанов, Смеляков... Всего 10 человек. Среди них был и 24-летний Роберт Рождественский. Председатель не назначался, но член редколлегии 3иновий Паперный позже отмечал большую роль, которую в подготовке сборника сыграл Лев Ошанин. Именно Лев Иванович предложил проводить заседания не в Союзе писателей, а дома, поочередно у каждого члена редколлегии и первым пригласил коллег к себе.
В обращении к читателям можно было прочесть: «Это не парад и не смотр. Это один из обыкновенных дней нашей поэтической жизни, в котором участвуют поэты разных возрастов, различных манер и направлений. Мы хотели показать наш день без нарочитой торжественности, без приукрашивания – таким, как он есть. Каждый принес то, что у него было, никто не писал специально для этого сборника».
Удачным было решение не ограничиваться новинками. Один из шести разделов был посвящен поэтическому наследию, либо авторам, ушедшим из жизни недавно: Багрицкий и Цветаева, Маркиш и Кедрин. А вот задуманную Паперным публикацию стихов Мандельштама пробить не удалось (впервые в «Дне поэзии» имя Осипа Эмильевича появится в 1962 году). Еще один раздел заняли размышления поэтов и критиков о творчестве, о современном поэтическом процессе. Тут все публиковалось впервые.
Общие принципы, заложенные сборником 1956 года, сохранились на много лет. Демократичность отбора, разносторонность содержания, распределение материала на несколько разделов, число которых росло от выпуска к выпуску. Состав редколлегии менялся, иногда в сборнике указывался и главный редактор (случалось, их было два-три). Составители (также один, два или три) каждый раз были новые.
Для многих «День поэзии» стал первой площадкой для встречи с читателем. Так, в 1970 году в альманахе впервые, по рекомендации Бориса Слуцкого, напечатали Юрия Кублановского.
Началось все с московских поэтов, но потом набор поэтических имен столицей не ограничивался. Между тем в первые годы судьба сборника складывалась неопределенно. В 1957 г. в «Московском рабочем» вышел второй выпуск, после чего наступил перерыв. Лишь с 1960 года, когда он перекочевал в издательство «Советский писатель», сборник стал выходить регулярно.
В 1982 году вышел юбилейный том, охвативший лучшее из опубликованного за 25 лет: «День поэзии. 1956–1981». Все стихотворения были размещены по алфавиту авторов – классиков и современников, – и под каждым указывалось, в каком сборнике оно было впервые напечатано.
Выпуск 50-летней давности имел небывалый для поэтической книги внешний вид. Огромный формат – как у тогдашнего журнала «Огонек», 26 на 35 см. Книгу называли «зеленой тетрадью». Позже, в «Советском писателе», формат уменьшили в два раза.
Первый выпуск имел одну-единственную иллюстрацию – групповой дружеский шарж И.Игина «Редколлегия за работой». Последующие выпуски в большинстве своем стали иллюстрированными, в альманахе было впервые опубликовано немало редких фотографий. Обложку предпоследнего выпуска украсил живописный портрет А.Ахматовой, сделанный молодым актером А.Баталовым в 1952 году и до того не публиковавшийся.
«День поэзии. 1956» вышел тиражом 30 тыс. экз. Потом тираж вырос до 75 тыс., а в отдельные годы достигал 100 тыс. экз.
Пример москвичей оказался заразительным. Уже в 1958 году в издательстве «Советская Россия» вышел сборник «День русской поэзии». Далее он выходил, правда, нерегулярно под названием «День поэзии России». Наряду с московским начиная с 1961 года «Советский писатель» выпускал ленинградский альманах «День поэзии». С тем же названием сборники стали появляться в Курске, Кемерове, Красноярске, Новосибирске, Минске, Симферополе, Алма-Ате, Риге и других городах. Самым регулярным и продолжительным стал альманах, выходивший в Куйбышеве.
В 1991 году вышел последний сборник «День поэзии. 1990». Наступила эпоха, которой было не до поэзии. Но во второй половине девяностых, когда и поэтическая жизнь стала как-то оживать и в издательском деле наметился подъем, нашлись люди, помнившие успех альманаха и захотевшие его возродить. В 1999 году вышел в свет «День поэзии», приуроченный к юбилею Пушкина, а в 2001-м – «День поэзии-2000», ознаменовавший окончание века.
При всей новизне альманахи в целом сохранили общие установки, принципы формирования и структуру, заложенные старыми выпусками.
Сделать регулярным возрожденный альманах пока не получилось. С другой стороны, может быть, время требует других форм публикации поэзии. И мы видим, сколько новинок ежедневно появляется в продаже. Сколько необычных по содержанию и дизайну стихотворных книг мелькает тут и там, привлекая внимание строгих критиков и обычных читателей!
Возродился и День поэзии – не альманах, а именно – ДЕНЬ. Больше того, он стал международным – согласно решению сессии ЮНЕСКО. В Москве первый Международный день поэзии прошел 21 марта 2000 года.