Когда 18 июля мы ехали на выставку скульптора Рудольфа Веденеева «Год Пастернака в Прикамье», наш троллейбус заглох. Водитель попросил молодых людей подтолкнуть┘ и представьте: немедленно вышли четыре юноши и подтолкнули! И мы поехали дальше! Я сказала мужу:
– Слушай, если наши юноши такие сильные, может, Россия не пропадет?
– И Пермь тоже, – добавил муж.
┘Когда весь мир читал «Доктора Живаго» (или смотрел фильм), в Перми и не знали, что к ним это имеет прямое отношение, что город Юрятин с его белыми ночами – это и есть Пермь. Роман Пастернака был запрещен – такое уж стояло тысячелетье на дворе.
Хотя, конечно, кое-кто из пермских краеведов и литературоведов и тогда уже знал, что в 1916 году Борис Леонидович «служил» на заводах во Всеволодо-Вильве и часто бывал в Перми и писал о наших прекрасных – в те годы – краях:
Был утренник. Сводило челюсти,
И шелест листьев был, как бред.
Синее оперенья селезня
Сверкал за Камою рассвет┘
Когда же роман напечатали, пермская интеллигенция начала борьбу за установку памятника Борису Леонидовичу. Однако власти города никак не откликались на потребность общества. Хотя, казалось бы, какой туристический бизнес можно развернуть! Я лично давно вожу гостей своих к «домику Лары», который напротив дома с фигурами, ну и, конечно, в библиотеку, где – по роману – в Юрятине снова встретились Живаго и Лара. Во Франции, например, уже давно Ильер переименован в Ильер-Комбре – в память о великом романе Марселя Пруста.
Но так уж сложилось, что в Перми нет внимания власти к культуре. В соседнем Екатеринбурге на ТВ двадцать программ на тему культуры, а у нас – одна. Во всей России Союз российских писателей имеет помещение, счет в банке и пр. А у нас – единственных в стране – нет ничего! Тундра.
Но в 2005 году что-то сдвинулось, слава Богу! Вышли две книги на пастернаковскую тему: «Путеводитель по Юрятину» Семена Ваксмана и «В поисках Юрятина» (книга коллектива авторов под руководством Владимира Абашева издана при содействии администрации Пермской области).
В 2006 году в нашем городе прошла международная пастернаковская конференция. И вот наконец открылась выставка Рудольфа Веденеева «Год Пастернака в Перми» (там несколько вариантов скульптур Бориса Леонидовича, а также – совершенно гениальный бронзовый Юрий Живаго – одна голая душа, которая рвется из тела).
В выставочном зале на нас смотрели и Мандельштам, и Шаламов (они тоже отбывали в наших краях свою каторгу). Собралась пермская интеллигенция: искусствоведы, журналисты, писатели, литературоведы. Много было споров. Семену Ваксману, например, нужен конгениальный скульптор для Пастернака, у Веденеева же ему нравится Мандельштам, летящий из окна (в жизни Осип Эмильевич выбросился из окна в наших-то краях), но не нравится Пастернак. А многим нравится и Борис, и Осип, и Варлам! Меня Пастернак Веденеева покорил! Это сгусток энергии, которую поэт словно почерпнул от уральских гор.
Я люблю Пермь и хочу, чтоб она стала цивилизованней. Но в Советском Союзе город был закрытым для иностранцев, военная промышленность диктовала сие┘ И для людей ничего не делали (иностранцы не увидят, а для своих-то чего стараться). На благоустройство улиц – и то отпускалось денег в десять раз меньше, чем на любой открытый город.
Давайте хотя бы сейчас что-то делать для родной Перми, призвала я, деньги народные соберем на памятник Пастернаку! Неожиданно мое предложение оказалось актуальным – все потянулись к кошелькам и начали вынимать десятки-сотни-тысячи┘