Владимир Федоров. Небо в карманах. Роман. Рассказы. – М.: СовА, 2005, 368 с.
«Поменялось нынче все, умерла патриархальная русская деревня, только не совсем! Порядки старые забыты, не дерут с крестьянина властители три шкуры – незачем стало, куда как проще стало взять и забыть про него... Да люди-то живы!»
Владимир Федоров,
роман «Песни гипербореев».
Оказывается, «деревенская проза» до сих пор не только жива (дай Бог здоровья и творческих сил Борису Екимову, Владимиру Личутину и другим подвижникам) – она развивается, меняется и прогрессирует. Три года назад «Роман-газета», само существование которой нынешнему московскому журнально-литературному «рынку» неведомо, опубликовала роман Владимира Федорова «Песни гипербореев». В прошлом году он вышел отдельной книгой. Этому бы роману – да выйти тиражом 500 тысяч экземпляров, в «мягкой обложке», карманным форматом да с картинкой поярче и попонятнее! Выйти бы ему – ВМЕСТО Дарьи Донцовой...
Книга – о жизни сегодняшних, всеми позабытых русских крестьян, которых, если сверяться по ответам президента на вопросы пользователей сети интернет, давным-давно не существует. Однако они есть и плевать хотели на проносящиеся по Ленинградскому шоссе «Мерседесы» (как и их пассажиры – на них), и именно они (статистически, демографически – как угодно) являются той «Россией», о которой пишут теоретики и талдычат околокремлевские проходимцы.
Четыре части: весна, лето, осень, зима. Каждая часть предваряется «лирико-философским» вступлением: о том, как жизнь земли связана с жизнью живущих на ней людей и с «большим временем». Содержание частей: люди трудятся в поле, кормятся от леса и реки, заводят семьи, «шевелят мозгами», приворовывают и выпивают – куда ж без этого?! На природный «плодородный» цикл накладывается цикл человеческий: в начале романа главный герой «сговаривается» с невестой, в конце – у них рождается ребенок.
В отличие от «классической деревенской прозы», образы которой несут на себе печать обреченности (деревня вымирает, люди вырождаются, а те, кто по-прежнему являет пример нравственного отношения к жизни, – сами жертвы неблагоприятных исторических обстоятельств), «новая деревенская проза» Владимира Федорова очень оптимистична. Это одновременно и вдохновляет, и шокирует. Вдохновляет – потому что жизнь, согласно роману, очень проста: нужно работать, терпеть, трудиться, и будут у тебя и кров, и богатый стол, будет семья, будут дети, будет уверенность в завтрашнем дне, будущее у твоего народа. Все здесь показано очень наглядно и заразительно. А шокирует роман потому, что в нем нет страдания, нет «слезной эстетики». Раз крестьянину, обремененному простыми заботами, страдать недосуг, то и автор «не берет в голову».
Задумаемся – что позволяло великой русской классической литературе с «мыслью народной» – от очерков Писемского и «Записок охотника» до горьковских «босяков» и шукшинских «чудиков» – быть образцом нравственности? Уж не то ли, что сословия, являвшиеся в ней объектами сострадания и любви, не имели собственного голоса и не были представлены в одном с этой литературой культурно-информационном потоке? «Любовь облагораживает душу», а «любить легче издалека»...
Владимир Федоров прославился в середине 90-х как автор и исполнитель песен в жанре «русский шансон». Он – «человек особый», но «особый» – только для литературы. В жизни же таких, как он, большинство. Это, если угодно, «сам народ» написал о себе книгу – написал о том, как он хочет и собирается жить.
Левой интеллигенции роман наверняка покажется «кулацким», и даже его оптимизм вызовет судороги отвращения: так «перестроечные» публицисты кляли фильм «Кубанские казаки» – за «лакировку действительности». Поэтому предупреждаю: эта книга не для любителей литературы. Она – для любителей жизни. Ну а если вы счастливым образом совмещаете в себе и то, и другое, – разыскивайте и читайте.