Татьяна Виноградова. Уходим в миф. – М.; СПб.: Летний сад, 2005, 96 с.
Четвертая книга стихов московской поэтессы и филолога, участницы поэтической группы «Другое полушарие / СССР!» Татьяны Виноградовой (р. 1965) – четвертая попытка примирить в себе «воспитанницу традиционной поэтической школы» и верлибриста. Кажется, Татьяна нашла идеальный компромисс, «выведя» рифму в разряд обязательно-необязательного факультатива. В большинстве стихов она синтезирует верлибрическую речь и почти классическую версификацию. Получается у поэтессы не просто мастеровито, а виртуозно – аж дух захватывает.
Стихи сборника многослойны, многоуровневы, филологичны и культуроцентричны – поэтесса серьезно привязана к истории, в том числе и к истории мировой культуры. И название идеально отвечает содержательному наполнению: «Уходим в миф. / В ненастную мечту. / Уходим навсегда / из вашего штрих-кода. / России больше нет. / Но в мифе я прочту / Благую, тяжкую, живую память рода».
Россия на самом деле занимает немалую долю в текстах Виноградовой. Правда, скорее тоска-воспоминание о ней (в сборнике есть раздел – «Памяти Москвы»).
Хожу
по руинам.
Разглядываю
пепелища.
Несколько детей оживляют
скорчившийся пейзаж.
В спутницах у меня –
серьезная грустная девочка.
Уцепилась за мою руку.
– Я, когда мне было шесть лет┘
Современная Россия в стихах Виноградовой причудливым образом переплетается-смешивается с видениями из совсем далекого прошлого. И пространственные, и исторические координаты стираются. Мы ведь существуем в каком-то едином мифологизированном пространстве. А значит, мы и сами уже часть какой-то глобальной мифологии.
Татьяна Виноградова – поэт сложный и жутко интересный для чтения. Штрих-код ее удивительной, интеллектуальной и вместе с тем женственно-чувственной, ранимой поэзии можно расшифровывать бесконечно долго. И получать от этого огромный эстетический кайф.