0
1398
Газета Проза, периодика Интернет-версия

22.06.2006 00:00:00

Места для пассажиров – на нарах

Тэги: ним, пассажиры, хроники новейшего времени


Наум Ним. Пассажиры. Хроники новейшего времени. – СПб.: Лимбус Пресс, 2006, 368 с.

Предыстория такова: питерские издатели обратились к Ниму как к главному редактору журналов «Неволя» и «Досье на цензуру», видному правозащитнику, диссиденту с тюремным и лагерным опытом, историку отечественной пенитенциарной системы. От него требовалось написать своевременную книгу – сборник полезных советов для людей влиятельных и состоятельных, попавших в мясорубку отечественного судопроизводства. Как вести себя на допросе. Как выжить в тюрьме. О чем можно и нельзя говорить с сокамерниками. Сто советов бывалого зэка. Зарекаться от тюрьмы в России по-прежнему не стоит: перед законом все равны, перед его отсутствием или избирательным применением – тем более.

Ним вместо требуемого справочно-методического пособия написал роман, который я без колебаний назову одной из главных книг года. Тут ведь дело в чем: можно надавать кучу советов на предмет, как себя вести, – а можно аккуратно и ненавязчиво сделать так, что советы не понадобятся. Человек сам будет знать, как себя вести.

Олигарх Столпин, на примере которого Ним демонстрирует типичные ошибки и заблуждения подследственных, – обычный, дюжинный представитель российского бизнеса, не вовсе даже лишенный совести. Следователь Муравьев – тоже не зверь, он делает свое дело так, как это здесь принято. Антиутопия, которую Ним кладет в основу фабулы (массовые аресты среди бизнес-элиты, неспособной, как выясняется, к организованному сопротивлению), не так уж и нереальна – не только по нынешним временам, но и по любым. Справедливы или несправедливы эти аресты, Ниму не важно. В России все – подследственные, о чем он и проговаривается на первых же страницах. Более того: и в мире все – подследственные. Нормальная экзистенциалистская позиция, а еще точнее говоря – самурайская. Веди себя так, словно ты уже умер. Невиноватых нет. Тюрьма – не наказание, а экстремальная ситуация, концентрированное выражение российской действительности, где точно так же никому не надо верить, не стоит ничего подписывать и нельзя ни на кого надеяться. Однако если бы книга Нима учила просто не верить, не бояться и не просить – это не поднимало бы ее над уровнем хорошей тюремной прозы, которой в России много. Дело не в полезности нимовских советов или его моральной позиции. Дело в том, что «Пассажиры» – веселая и отчаянная книга. Состояние веселого отчаяния ≈ оптимальное состояние бездны мрачной на краю.

Дело даже не в остроумных и злобных шаржах на вполне реальных персонажей (я обнаружил в нимовской галерее и себя – и вынужден признать, что многое точно). Роман Нима привлекателен не этим, а полным отсутствием страха и надежды. Впрочем, еще предыдущий сборник его повестей назывался «Оставь надежду или душу». Ничего нельзя изменить – по крайней мере здесь, можно лишь научиться не терять лица. «Пассажиры» написаны человеком без иллюзий, человеком, которого и тюремный, и диссидентский, и литературный опыт приучил ни на кого не рассчитывать. Оказывается, это большое облегчение. Реальность вызывает у такого человека лишь спокойную усмешку. Зато он уважает себя – и в этом его главное утешение. Ему не противно смотреть в зеркало. Он вынужден стать героем в античном смысле – героем, противостоящим року. Вот почему Ним так любит испанца Гальего: его «Белое на черном» – о том же. О том, как приходится становиться героем, потому что выхода нет. В этой позиции нет высокомерия – есть лишь спокойное сознание, что лицо твое для тебя важнее жизни. Не для Столпина. Не для прочих изображаемых Нимом олигархов. Тем более не для следователей. А для автора. Поэтому автор и вызывает абсолютное доверие. От него заражаешься спокойствием и вместе с ним «снисходительно поплевываешь» (нимовское выражение) на собственные страхи.

Антиутопия Нима довольно изобретательна. Поскольку тюрьма для него – лишь концентрация реальности, он позволяет себе остроумное предположение: постмодернистские веяния должны проникнуть и туда, ценности переворачиваются с ног на голову и упраздняются. Например, если Шаламов описал «сучью войну» – почему бы в наше время не произойти «петушиной»? Следователи внушают «петухам», что они – элита, истинная сила, что они утонченнее и сложнее своих мучителей, которых вдобавок легко опетушить. Насиловать необязательно – достаточно одного «петушиного» рукопожатия или даже трапезы в «петушином» обществе. Месть петухов, которые постепенно забирают всю власть в нескольких зонах, – поразительно точная метафора постперестроечного триумфа маргиналов и сопутствующего уничтожения морали как таковой; так выглядит свобода в мире без убеждений и правил, и Ним изображает этот мир без тени сочувствия.

Отдельная линия повествования – очередная версия второго пришествия; мир, который рисует Ним, в самом деле заслуживает Страшного суда, но пророк Исса, явившийся в мир, снова гибнет, и губит его, как всегда, Иуда, называющийся в наше время Юдиным. Ним переносит евангельский сюжет в декорации кавказской войны, и дурновкусие, казалось бы, неизбежно, – но как раз юдинская линия напоминает о том, что перед нами действительно сильный писатель. Иссу на этот раз предают не из жадности или злонамеренности, а просто потому, что человечество выродилось. Палачи делают свою работу по обязанности, предатели предают потому, что так положено, – а так-то они все нормальные люди┘ Этот страшный зазор между человеком и его социальной ролью возникает только там, где никто давно ни во что не верит. Вот почему Ним так верен тюремной тематике – в камере по крайней мере отвечают за слова. И хотя он называет такую ситуацию «тупорылой», она представляется ему более нормальной, чем мир, в котором слово вообще ничего не весит.

Неправ будет тот, кто назовет книгу Нима горькой, страшной, невыносимой – по фактуре оно, может, и так, но по ощущению совсем иначе. Грех сказать, это довольно веселое произведение. Оно свободно от политкорректных экивоков – все названо своими именами, и это прекрасно, как всякое освобождение. Оно работает с предельной, наихудшей реальностью – и доказывает, что ничего страшного нет и в ней. Страшное в другом – в капитуляции. А жизнь стоит недорого. Ним убеждает в этом так ярко, весело и азартно, что и наши времена, тухловатые и анемичные, предстают достойной ареной для очередной схватки с мировым свинством.

«Пассажирами» на тюремном жаргоне называются новички, «фраера». Ним делает все, чтобы читатели перестали наконец быть пассажирами. Превратившись либо в водителей, которые сами направляют свой транспорт, либо в пешеходов, которые идут, куда хотят. Не случайно надпись в метро уравнивает пассажиров с инвалидами. Эту книгу написал не инвалид. Душевное здоровье, распространяемое ею, – лучшее, что может дать писатель читателю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1040
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
871
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
782
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1046

Другие новости