Ольга Славникова. 2017: Роман. – М.: Вагриус, 2006, 544 с.
Где-то меж Европой и Азией лежат таинственные Рифейские горы. Южными отрогами они упираются в Золотоордынскую степь, северными вершинами уходят в туманную Гиперборею. Горы эти невысоки, но загадок в себе таят премного. Старые рифейцы поговаривают, что живет в тех горах Пляшущая Огневка. Понравишься ей – уйдешь из гор с полной сумой самоцветов, прогневишь Хозяйку – навсегда в горах тех останешься┘ Вот и весь сказ. Но не бажовский, а Ольги Славниковой, другой знаменитой рифейской писательницы.
Нынешним сказителям, однако, Каменных Девок в книжках мало. Им подавай еще и антиутопию, и психологический детектив, и любовную сагу, и производственный роман. Герои Славниковой живут в те времена, когда отчетливо ощутилась неистинность мира. «Помощь ближнему в его ненастоящих страданиях сделалась бессмысленна┘ на территории, освобожденной от присутствия Бога, ничего не происходило». Политики стали похожи друг на друга как гуттаперчевые куклы в магазине, на смену реальности пришел тотальный арт-проект. Один из эпизодов этого проекта – костюмированное революционное шоу к столетию Октября – и приводит в движение механизм антиутопии. Герои-любовники, засасываемые водоворотом маскарадной революции (ряженые красные против переодетых белых), – что может быть привычнее для русского романа?..
Кого-то в книге Славниковой губит революционный омут, кого-то – посулы призрачной Хозяйки самоцветов. Все сплетено в единый узел, все пронизано железным сказовым ритмом. Профессор философии, авантюрист и миллионер, уходит с напарником в горы – искать корундовую речку. Огневка их манит и дразнит, посверкивая издалека то рубинами, то яшмой. Что найдут старатели в своем шурфе – сказочное сокровище или смерть лютую, безвестную?.. Ученик и подельник профессора, мастер-камнерез Крымов, тем временем изящно умыкает профессорскую жену. Жена же камнереза, бизнес-леди и светская львица, хладнокровно извлекает прибыль из трупов – она владелица крупнейшей сети кладбищ, моргов и крематориев. Среди ее клиентов – камнедобытчики, отвергнутые Огневкой... Круг замыкается. Цепь Рифейских гор сжимает свой обруч. Никому не спастись от каменной лихорадки. Всем мерещится блеск смарагдов, по всему Рифейскому краю люди гибнут за корунд. Всяк человек уподоблен камню. «Крылов┘ увидел натуру профессора как прозрачность высочайшего качества: абсолютно твердую пустоту, внутри которой нет ничего распознаваемого обиженными людьми, но сама она существует в кристаллизованном виде и достигает максимальной цены за карат».
Роман вышел добротный, полнозвучный. Полифонический, как сказали бы гурманы. С мифологией, политикой, криминалом и роковыми русскими идеями. Современная проза в лучшем смысле слова. Письмо Славниковой, как и в предыдущих ее вещах, – плотное, насыщенное, непредсказуемо-метафорическое. «Иногда их руки сталкивались, и тогда каждому казалось, будто он случайно тронул в воздухе летящую птицу», «глаза с острыми зрачочками, как две точилки для карандашей», «тугой, как ручная кофемолка, старый наган» – это деликатесы из ее репертуара. Антураж славниковской антиутопии – смесь политической фантастики, литературной пародии и жестокого бытового фарса. Чего стоят, к примеру, увеселительная лотерея в морге (ее для поддержания морального духа скорбящих клиентов придумала камнерезова жена) или дегустаторско-эксгибиционистский проект шоумена-бисексуала Мити Дымова («дразнил зрителя легким, еле уловимым запашком отхожего места»). Коллекция возвышенных героев, прожженных циников, моральных вырожденцев впечатляет. Почти как Крымова – главный экспонат профессорского собрания минералов, «железная роза»: трагически расщепленный, похожий на сухую язву кристалл, единственный соприродный хозяину цветок.