Качество власти в России. Материалы круглого стола.– М.: Ключ-С, 2006, 144 с.
Когда несколько лет назад встал вопрос – примет ли бизнес новые условия игры, будет ли достигнута «равноудаленность», осознает ли крупный капитал социальную ответственность, – казалось, что сопротивление олигархов будет долгим.
Но бизнес достаточно пластичен, он перестраивается быстро. В отличие от государства, которое как раз обладает колоссальной инерцией. Вскоре вообще забудется, что у нас были «олигархи», будут только «представители национально ориентированного капитала». А вот на реформу любого звена госуправления требуются десятилетия. Да и результаты – чаще всего значительно ниже планируемых.
Исследовательская группа ЦИРКОН в прошлом году при поддержке Российской партии жизни, которую возглавляет председатель Совета Федерации Сергей Миронов, провела большое исследование того, как меняется восприятие власти.
Тема исследования была предложена самим ЦИРКОНом. Исследование показало, что ожидания граждан в отношении власти меняются. «Десять лет назад оценка власти была во многом авансированной», – подчеркивает социолог Игорь Задорин. По его словам, власть оценивали не по результатам, а по намерениям. Теперь население желает оценивать деятельность власти по результату. Задорин называет это одним из фундаментальных сдвигов.
Несомненно, что качество власти в России не отвечает ожиданиям населения. Разумеется, эти ожидания всегда завышены, но вряд ли кто станет спорить с тем, что качество власти значительно ниже того уровня, который требуется в «эпоху перемен». Уровень правовой и политической культуры госслужащих, омоложение кадров и возможности роста, коррупция, инерция бюрократии, неготовность к новым требованиям открытости власти – эти и многие другие проблемы, связанные с качеством власти, обсуждались на круглом столе.
Известные политологи Ольга Крыштановская, Игорь Минтусов, Сергей Черняховский, главы исполнительной власти Мурманска Михаил Савченко и Ставрополя Дмитрий Кузьмин и другие участники интересно дискутируют о критериях оценки эффективности власти.
Есть известное противопоставление: либо власть-отец, либо власть-менеджер. Есть те, кто считает, что российский народ настроен «патерналистски» и ждет от власти исключительно прямой, «отцовской» заботы. А вместе с ней и строгого отцовского наказания. Игорь Минтусов на круглом столе выступал с другой точкой зрения: к концу 90-х «на первое место стал выходить образ власти-менеджера». Исследование ЦИРКОНа показывает, что истина, как обычно, лежит посередине. Есть уже достаточно широкие слои российского общества, которые не ждут от власти ничего, кроме добросовестно поставленных услуг. Есть и губернаторы, которые уже не ведут себя как феодалы. И в то же время социология из года в год фиксирует: доверяют только президенту, все остальные политические институты отстают в разы. Впрочем, и во многих других демократиях дело обстоит точно так же.
Сегодня главный вопрос в другом. Улучшение качества власти в России зависит от того, как в нее рекрутируются новые люди, как работает «социальный лифт». К примеру, пропорциональная система по замыслу должна способствовать тому, чтобы партии проводили кадровую селекцию, вели наверх способных людей из провинции. Однако на практике может получиться совсем иное: как теперь принято говорить, «доминирующая» партия вместо энергичного социального лифта окажется бюрократической пробкой. От этого «негативного сценария» пока не видно никаких гарантий.
Сергей Миронов видит такие гарантии в разделении властей, в реальной многопартийности, в местном самоуправлении. Реформа самоуправления по 131-му закону должна облегчить выход на сцену нового поколения ответственных деятелей. Сможет ли это новое поколение противостоять бюрократическому слиянию законодательной и исполнительной власти, поддерживать открытость власти, наращивать эффективность менеджемента? Это решающий вопрос для будущего страны. Без нового качества власти Россия вряд ли сможет конкурировать на мировых площадках.