– Павел, ваш последний роман «Американская дырка» несколько отличается от двух романов, написанных ранее. Я имею в виду – «Укус ангела» и «Бом-Бом». Хотя магического реализма меньше не стало, но появилось нечто от стилистики «питерских фундаменталистов». Плюс фантастическая история с Абарбарчуком, в котором вы даже не пытаетесь замаскировать Сергея Анатольевича Курехина. Это что новый этап в творчестве Крусанова? Или же┘
– Да это именно «или же┘»! Суть в том, что в одной книге невозможно высказать все, что знаешь, что хочешь сказать. Постоянно приходится чем-то жертвовать. Скажем, в «Укусе ангела» я пожертвовал положительным героем. В «Бом-Боме» пожертвовал остротой действия. Так что приходится брать иной ракурс, иную точку зрения и говорить то, что выпало из предыдущих книг. Собственно говоря, подспудно мною задумывалась некая трилогия. «Укус ангела» – тезис, «Бом-Бом» – антитезис, «Американская дырка» – своеобразный синтез, совмещающий пласты того и другого романа. Пришлось даже пойти на непривычный для меня рассказ от первого лица. Раньше я никогда этого не делал. А ведь это заставляет менять очень многое из прежнего. Согласитесь, что в устах рассказчика от первого лица развернутая метафора выглядит не только неестественно, но и совершенно надуманно. Так что пришлось менять и стилистику повествования в тексте. Очевидно, потому вам и показалось, что в «Американской дырке» – другой Крусанов. Это вас поразило?
– Да нет. Скорее удивило воскрешение – именно воскрешение – почитаемого очень многими Сергея Курехина.
– Видите ли, место, которое Курехин занимал в петербургской культуре, так и осталось незаполненным. В этом месте зияет дыра, из нее дует, и от этого нам страшно неуютно. Очень хотелось закрыть эту дыру хотя бы в такой форме, возвращая эту персону опять в жизнь как литературный образ. И потом мне нужен был именно такой победительный персонаж, человек, который берется за самые невообразимые дела и у которого все получается. Одно упоминание об этих проектах звучит как запредельная фантастика, а у него все получается и все складывается. Курехин был именно таким прожектером по жизни. Он тот персонаж, который мне был просто необходим.
– В ваших романах очень часто присутствуют люди из вашего литературного, вернее, писательского окружения, вашей дружеской компаниии...
– Действительно, это так. В Петербурге есть литературная группа «Петербургские фундаменталисты» – люди, безусловно, совершенно разные, решающие разные задачи. Но эстетические и человеческие пристрастия у них примерно одинаковые или, по меньшей мере, не взаимоисключающие, поэтому мы друг друга держимся. А то, что эти персонажи из жизни часто возникают на страницах моих книг, так что такое писатель? Писатель – это человек, который постоянно обкрадывает жизнь, перенося ее в свой собственный текст. Поверьте, жизнь от этого меньше никак не становится. Если живые люди забираются на страницы ваших книг – это просто знак человеческой симпатии к ним.
– А какой-то замысел очередной книги уже витает в мыслях Павла Крусанова?
– Своей – пока нет. Пишу я неспешно. Сейчас мы готовим в издательстве «Амфора» коллективный труд под условным названием «Петербургский некрополь», в котором будем вспоминать дорогих нам покойников, людей, занимавших заметное место в петербургской культуре, да и вообще в российской культуре конца ХХ – начала XXI века. Мой авторский вклад будет касаться музыкантов. Я сам варился в этой среде, был членом рок-клуба. Я близко знал тех людей, о которых буду писать. Другие люди будут писать о художниках, кто-то о поэтах. Это будет дань памяти.
– Павел, говорят, что честь открытия довольно модного сейчас молодежного писателя, этакого главного мачо питерской словесности Ильи Стогоffa принадлежит вам. Это так?
– Есть на мне такой грех. Первую книгу Стогова издал именно я, когда вел в издательстве «Амфора» серию «Русский проект». Причем эту же книжку Стогова «Мачо не плачут» я в свое время предлагал издательству «Лимбус-пресс», когда работал там первый раз. Однако директор издательства сказал, что нам не нужны два Лимонова, и книгу Стогова отверг. А в «Амфоре» это все выстрелило и оказалось очень успешным, удачным, рыночным проектом.
– А кого еще из новых наших писателей вы «открыли»?
– Александра Секацкого. Последняя его книжка – «Прикладная метафизика». А сейчас он новую книгу издает. Очень удачный интеллектуальный проект – Секацкий. Все книги Сергея Носова изданы с моей подачи┘
– Недавно вы стали главным редактором издательства «Лимбус-пресс». И поэтому Носов издал последний роман именно там?
– Да, естественно, новый его роман «Грачи улетели» вышел уже в «Лимбусе». Мы с ним в связке работаем. Он все новинки сначала показывает мне – такая у нас негласная договоренность, – и только в том случае, если мне не удается пробить эту книгу, он предлагает ее другим издателям.
– А получится ли совмещать издательский и писательский труд. Сдюжите?
– Наверное, будет тяжело. Главный редактор – это не та должность, которая исполняется только в рабочее время, а в остальные часы – голова свободна. К сожалению, большую часть общих помыслов она будет забирать. Но сейчас у меня замыслы очередной книги только вызревают, и, наверное, я смогу полновесно посвятить себя каким-то издательским программам. Ну а дальше будет видно. Может быть, какой-то паритет и найдется. И потом, я связан определенными обязательствами и с «Амфорой». Это не значит, что я собираюсь сидеть на двух стульях, но, поскольку оба издательства питерские, то по мере сил, если будет возможность, постараюсь что-то для них делать. Я продолжаю оставаться составителем книг в «Амфоре». Недавно вышла «Синяя книга алкоголика», мною составленная. Там же летом или осенью выйдут «Петербургские повести-2» Такой вот привет Николаю Васильевичу Гоголю мы сделаем. Там же выходила «Незримая империя», составителем которой также был ваш покорный слуга.
– Вы, пожалуйста, в Москве о «петербургских фундаменталистах» знают далеко не все или, даже зная, понимают смысл этого объединения недостаточно ясно. Поэтому ходит множество баек о том, что вот Крусанов связался с Дугиным, Лимоновым и едва ли не примкнул к так называемому русскому фашизму. Насколько все это соответствует истине?
– Нет, это не совсем так или совсем не так! С Лимоновым мы делали чисто книжные проекты, выпустив собрание его художественной прозы. Что же касается Дугина, то от него мне поступало предложение возглавить молодежный евразийский союз в Санкт-Петербурге. Но я от этого предложения категорически отказался, потому что меня интересуют лишь чисто художественные проекты. Политике я чужд.