0
1017
Газета Проза, периодика Интернет-версия

16.03.2006 00:00:00

Безмозгло. Допплер

Тэги: лу, допплер


Эрленд Лу. Допплер: Роман/ Пер. с норвеж. О.Дробот. – СПб.: Азбука-классика, 2005, 256 с.

Среднестатистический положительный европеец по фамилии Допплер свой путь земной прошел до половины и оказался в сумрачном лесу неподалеку от столицы Норвегии. Там он упал с велосипеда, ударился головой и стал думать. Оказалось, что никто его не понимает, а значит, можно сказать, не любит. Да и сам он мало понимает себя – всю жизнь было не до того. Ученье, семья, работа... В общем, Допплер решает никуда из леса не уходить. Посидеть, одуматься... Пожить до поры в чистилище.

Это никакое не «бегство от цивилизации» и не «протест». Допплер слишком искушен и циничен, чтобы протестовать, и слишком избалован, чтобы подвергнуть себя настоящему испытанию. Его «чистилище» находится всего в двух километрах от супермаркета с волшебным даром цивилизации – обезжиренным молоком, без которого размышлять о жизни и смерти никак невозможно. Лес для него – просто очередная ступень привычного для европейца всепроникающего и всевозрастающего комфорта – только на этот раз комфорта душевного. Допплер выбирает лес, потому что ему так удобнее. Он устал, необходима «зарядка» – как мобильному телефону.

Впрочем, для пущей занимательности автор заставляет Допплера совершить «настоящий лесной поступок» – убить тесаком лосиху. Но «не пытайтесь повторить это дома» – у вас не получится. И лосиха, и тесак у Допплера игрушечные, бумажные. Вы когда-нибудь настоящего лося видели? Пытались пробить череп – пусть не лосиный? Умеете разделывать тушу, коптить мясо? Если не умеете – то и не научитесь: автор справедливо догадывается, что читателя вряд ли заинтересует практическая сторона дела. Читатель ведь не собирается жить в лесу. Ему просто нужна «разрядка». Как не предназначенному к стрельбе ружью.

Не особо обремененный проблемами выживания, Допплер занимается самоанализом. У него был отец, которого он не знал – ну конечно. Обязательный реверанс папе всех «сурьезных» европейских романов – «Улиссу». Допплер напряженно думает об отце и через постижение своих корней приходит к обретению чувства родины. Правда, это своеобразное чувство – в конце романа он решает покинуть Норвегию. Чтобы «...охотиться, заниматься собирательством и выменивать нужное нам у других людей. Которых я, возможно, полюблю больше тех, с кем жил бок о бок в Норвегии. Или не полюблю вовсе».

Кстати, о «параллелях». Основная коллизия романа очевидно позаимствована у классика норвежской литературы Кнута Гамсуна (1859–1952). Забавно, что начитанный Допплер ни разу об этом не вспоминает. Приходят на ум слова знатока настоящей лесной жизни и замечательного писателя Михаила Пришвина, записанные им в дневнике в 1919 году: «Читал Гамсуна «Лес зимой» и другие рассказы: так мало леса и так много себя». О «Допплере» можно сказать приблизительно то же: себя много – а жизни мало.

Герой Эрленда Лу бесконфликтен – ему не удается решить ни одной проблемы: ни отучить сына от телевизора (это как-то происходит само, когда тема острой телезависимости маленького Допплера становится не нужна автору), ни спасти готовящегося к самоубийству соседа (это тоже происходит само), ни утешить оставшуюся без мужниной поддержки и зарплаты жену (невзирая на беременность, она тоже на удивление легко смиряется с причудой мужа), ни измениться самому. Каким он был в начале романа (мечтающим о комфортном одиночестве мизантропом и резонером), таким и остался. Даже внезапный «сподвижник» Допплера – богатый норвежец, тоже поселившийся было в лесу, оказывается всего лишь карикатурой. «Ничего не случилось».

Исход из города, зарождение субкультуры «партизанов подпольной луны», ломка привычного бытового уклада и связанные с этим семейные и душевные конфликты сделавшегося вдруг возможным в Европе шукшинского «чудика» – обо всем этом можно было бы написать совершенно другой роман – настоящий. Но автор модного у молодежи хита «Наивно. Супер» ухитрился сделать из слона муху. От его «Допплера» остается только пригоршня разбросанных по тексту «брэндов» и «маркеров», обязанных вызывать умиление у современного молодого читателя: кинофильм «Властелин колец», телепузики, названия каких-то торговых марок, любовные рассуждения о размерах своего полового члена... Целлулоидная буржуазная скука. Жевательная резинка для глаз. Оксана Робски для мальчиков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
571
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
637
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
396
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
486

Другие новости