0
1528
Газета Проза, периодика Интернет-версия

09.02.2006 00:00:00

Поважнее, чем жрать

Тэги: родионов, портрет с натуры


Андрей Родионов. Портрет с натуры. – Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005, 224 с.

Москвич Андрей Родионов (1971 года рождения) известен как поэт, часто, как правило, с явным удовольствием и не без успеха выступающий на публике. Он сам говорил в нашем интервью (см. «НГ-EL» от 4 августа 2005 года) о том, как важен для него контакт с залом, живая реакция слушателей, рассказывал и о том, как готовилась эта книга «Портрет с натуры». Не быстро, надо сказать, ее выпустили, так что совсем новых стихов, тех, что Родионов читает на вечерах сегодня, в ней нет. Впрочем, около трети текстов из вошедших в сборник ранее не публиковались.

Традиционно ведь считается, что этапными для становления поэта являются именно книги. У Родионова это уже третий сборник стихов (если не считать давней полусамиздатовской брошюрки «На подходе к системе Вега» с «космическим» циклом, в которой, правда, есть стихи, нигде больше не публиковавшиеся), после выходивших в питерском «Красном матросе» книг «Добро пожаловать в Москву» (2003) и «Пельмени устрицы» (2004).

Вообще интересно (может быть, только мне, и только в рамках этой заметки?), как поэт, закончивший, кстати, полиграфический институт по специальности книговедение, а одно время, в начале 1990-х, работавший в книжном магазине «Москва», смотрит на книжный мир и какое место книги занимают в мире его лирического героя. Чтение для которого – некий трип, состояние приятное и болезненное одновременно, как погружение в чуждую реальность, таящую опасности и открытия, преодолеть и освоить которую, как бы там ни было, все равно необходимо.

В стихотворении «Мрачный замок из розового песчаника...» (с. 168) он, например, иронически мечтает «...стоя у прилавка книжного магазина, / Перебирая книги в стиле меча и магии», о том, как «...опять светлый и чистый дух мужского начала, / И Северный ветер, и Один, и Тор / Восторжествуют и разрушат навязанный бабами / Продажный мир капитала, / Мир массажных кабинетов и рекламных контор».

А вот начало другого «трипа»: «Под Новый год в книжном магазине / он рассматривает дорогие книги, / а вокруг играет музыка-музыка / и гирлянды разноцветных фонариков светят. // Книги недешевые с голыми чувствами, / дорогие альбомы с голыми, / бирюзовые, чур меня, чур меня, обложки с разнообразными приколами. // Охвачен чувством, мне ничего не нужно, / но не писать же об этом книгу...» (с.172). Тем более все лучшие книги, кажется, уже написаны: «Хорошо, когда жидкий снег за стеклом / Почитать Лавкрафта, стоя в проходе, / Чтоб старушечья тележка стояла на твоем ботинке одним колесом, / И чтоб немного еще втыкало от терпинкода...» («Летит жидкий снег. Троллейбус бежит...», с. 160).

Культура (книжная, какая же еще?) настигает героя в самый неподходящий момент: «Вдруг я понял, что я себя морально обедняю, / Сижу на лавочке пью, а кто-то книги читает. // И слышны метафизики стоны. / Ей овладел тот, кто и так выел весь мякиш из батона» (с. 198). И тем не менее «Как хорошо, что не надо больше ничему учиться, / что история книговедения лишена моего эго, / как хорошо, что вьюга, она мешает мне отключиться, / и трезвею я на Садовом от летящего в рыло снега...» (с.28, стихотворение «Это вьюга-вьюга расширяет сознание...»).

Прорваться сквозь пургу текста, которым мы окружены, в который погружены, к живому слушателю-читателю, со своим чувством и словом, новым для нашей поэзии, – вот задача, с которой Родионов работает. А эту «книжную» линию в стихах Родионова мы взяли просто для примера, чтобы хоть что-то процитировать для тех, кто никогда не слышал и не читал его стихов. Читать же стихи Родионова нужно целиком и подряд, и возвращаться к тому, что тронуло, «воткнуло». Благо, книга избранного теперь есть.

Но невозможно не попенять издательству «Ультра.Культура» на качество предлагаемого продукта. Книга одного из главных сегодня поэтов России – заметная, красивая, желтенькая, удобного формата. Но – много ошибок, путаница с графикой стиха, масса опечаток (первая – в первом же стихотворении: «В лесу около Старые Мытищи / Повсюду растут мухоморы, / Консервные банки, кострища – / И все равно тут клево...»; надо «не клево»). Не видно, короче, никакой редакторской работы.

А одно, пусть и прекрасное стихотворение («Между ними прилавок: котлеты, лапша. / Быстро движется очередь, касса звенит. / Он тарелку борща не донес до стола, / Потому что рука от волненья дрожит. // А она все стоит, приоткрыв алый рот, / Сжав холодной рукой черпака рукоять, / Все куда-то спешат, только очередь ждет, / Потому что любовь поважнее, чем жрать») воспроизведено в книжке аж два раза, на с. 177 и с. 189. Причем – в слегка различающихся (знаками препинания) редакциях. И это не концепт, а банальный недосмотр издательства.

Тщательнее надо быть, как говаривал Жванецкий – с ударением на предпоследний слог. Потому что поэзия, как и любовь, поважнее, чем жрать. И относиться к ней надо уважительно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1161
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2995
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2105
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1676

Другие новости