Ученые хорошо знают, что самые интересные открытия в последнее время происходят на стыке разных наук, что самые перспективные исследования – междисциплинарные┘ Ученые это не просто знают – они понимают, почему так происходит. Они же ученые! Так, в биологии есть целое учение о «гетерозисной силе». Оно гласит, что в результате скрещивания отдаленных форм животных или растений получаются особи, обладающие жизнестойкостью, значительно превышающей оную у обоих предков. В то время как потомство близких родственников через несколько поколений теряет жизненную силу и вырождается. Вот почему из всех собак дворняжки-полукровки – самые умные. Вот почему почти все религии запрещают инцест – браки между близкими родственниками. Вот почему отпрыски старинных аристократических родов такие бледные и немощные┘
Все эти законы применимы и к культуре. Вот только издатели наши современные не только не генетики, но даже не селекционеры. Они боятся прослыть не только «морганистами» или «вейсманистами», но даже и «мичуринцами». Сопротивляются не только скрещиванию литературных жанров, но и даже попыткам привить на ствол одного черенок другого. Они держатся за раскрученные книжные серии – загоняют в них, словно в прокрустово ложе, все, что можно загнать, и отвергают все, что загнать не удается. Мейнстрим существует в своем питомнике, триллер в другом, фантастика – в третьем┘ В результате все жанры и направления постепенно деградируют. А талантливые «полукровки» от литературы бегают бездомными. Чтобы оценить плачевность состояния, достаточно сравнить то, что происходит в криминальном и в фантастическом жанре у нас и за рубежом. Популярность наших авторов достигается экстенсивными способами – иначе говоря, валом. Как во времена первых пятилеток: чтобы больше собрать урожая, нужно больше распахать земель и посадить семян. А о том, что можно вывести высокоурожайный сорт, – мысль не приходит. Кто-то назвал Марка Леви «французской Дарьей Донцовой». Да, по уровню популярности они сравнимы, но Донцова пишет по роману в месяц, а Леви, по его собственным словам, «начал работу над шестой книгой». Вот только для его произведений в российском книгоиздании не нашлось бы серии – это и мистика, и фантастика, и мелодрама, и философия, и психология. Так же нет места «русским Шепардам» и «русским Гибсонам»; все попытки сделать «русский киберпанк» – немощны и убоги. Нет в них гетерозисной силы, нет сообразительности полукровок!
Книгоиздание – не исключение. Это общая беда всей российской культуры – в современной музыке та же история. Там вообще дело доходит до клонирования – создания точных копий уже существующих артистов. Если ничего не изменится, за этим будущее и литературы. Первая ласточка – русские клоны Гарри Поттера, генетически не отличающиеся, но бледные и немощные.
Российские издатели подобны борцам с «генетически модифицированными продуктами». Тем, которые забывают, что все домашние животные и культурные растения – уже результаты генетических модификаций, но осуществленных не сразу, а в течение веков. В природе таких видов нет – их создал человек. Да что там – все живые существа, населяющие Землю, произошли от одноклеточных в результате множества последовательных генетических модификаций, осуществленных самой Природой. Способность к изменчивости на генетическом уровне – основа развития жизни на земле┘
Точно так же без изменчивости и скрещивания невозможно развитие культуры. Нельзя загонять литературные жанры – каждый на свою делянку. Необходимо их свободное соединение. Только тогда могут быть созданы по-настоящему интересные произведения.