Кир Булычев. Река Хронос: Усни, красавица! Таких не убивают. Дом в Лондоне. Покушение. – М.: АСТ, 2005, 952 с.
Кир Булычев. Похищение чародея: Фантастические повести. – М.: Эксмо, 2005, 1152 с.
Прошло больше двух лет с того дня, когда не стало мудрого и доброго человека, глубокого и разнопланового писателя Игоря Всеволодовича Можейко, известного многим под псевдонимом Кир Булычев. Большинству он был знаком своими детскими и фантастическими произведениями, однако его писательский диапазон гораздо шире. Он ушел, а книги его продолжают выходить и открывают массовому читателю все новые и новые грани его таланта.
За несколько месяцев до смерти Кира Булычева – в конце мая или начале июня – состоялась запись телепередачи «Линия жизни» с его участием. Среди множества интересных вопросов, заданных писателю, был и такой: «Что из написанного вы сами считаете самым важным, что вам самому больше всего дорого?» Вопрос прозвучал буднично, и Игорь Всеволодович так же буднично, почти не задумываясь, ответил, что есть у него дело если не всей жизни, то по крайней мере последнего десятилетия, но он его, по всей вероятности, не закончит┘ Он говорил о большом книжном проекте «Река Хронос».
Это уникальный цикл романов, в котором плотно сплелись две главные области приложения творческого дарования Игоря Всеволодовича – история и фантастика. Его главные герои, Андрей и Лидочка, родились в конце XIX века, специальное устройство, полученное от отчима Андрея, позволяет им переноситься вперед по реке времени – нырять и выныривать через несколько лет ниже по течению.
Первая книга цикла вышла в 1992 году в издательстве «Московский рабочий». Она была огромной, словно старинный фотоальбом, с иллюстрациями, стилизованными супругой писателя Кирой Алексеевной Сошинской под коллажи из старинных фотографий, открыток и газетных полос. Под массивной обложкой с золотым тиснением вышли первые три книги цикла – «Наследник», «Штурм Ай-Тодора» (в новом издании «Штурм Дюльбера») и «Возвращение из Трапезунда». Действие первой книги происходит в 1913–1914 годах, второй и третьей – в 1917-м. Юные герои романа оказываются в самой гуще событий сначала времен реакции и Первой мировой войны, а потом Февральской и Октябрьской революций. Финал третьей книги позволял читателям ждать продолжения┘ Однако спустя некоторое время появилась книга, в которой те же самые персонажи жили в 30-е годы, затем роман о 70-х и, наконец, три произведения о 90-х. Книга, действие которой происходило непосредственно после Октябрьской революции, все эти годы лежала в архиве писателя незаконченной. Увы, она так и не была полностью завершена. В последний год жизни Кир Булычев активно работал над ней и почти дописал – в рукописи, найденной в его архиве, не хватает буквально нескольких страниц┘
В массивный трехтомник «Река Хронос», выпущенный издательством «АСТ» в течение 2005 года, вошли наиболее полные и правильные версии всех девяти романов и одной повести цикла. Тексты первых трех книг, вошедших в том, изданный в начале года, были основательно переписаны Игорем Всеволодовичем. Но, конечно, самую большую ценность представляет собой третий том, вышедший уже под конец года. В него вошли три детективных романа из наших времен, написанных так, что читатели, не знакомые с другими произведениями цикла, не догадаются, что Лидочка, «дама бальзаковского возраста», вступающая в единоборство с коварными и жадными новыми русскими, родилась в конце XIX века.
Но самое интересное – приложение! В книге вышел тот самый чуть-чуть недописанный роман о 1918 годе. Называется он «Покушение», и в нем мы снова встречаем Андрея и Лидочку юными. Но не это самое интересное. Интересно то, что судьбы вымышленных героев тесно переплетаются с судьбами реальных исторических персонажей. Среди героев книги Ленин и Троцкий, Врангель и Фаина Каплан. Собственно, покушение, давшее название роману, – это покушение на Владимира Ильича. Роман задумывался в начале 90-х годов, и невольно напрашиваются параллели: большевики идут на все, чтобы удержать власть, Брестский мир, по которому Россия теряет большие территории, позиция украинских националистов, готовых призвать немцев, лишь бы отделиться от России┘ Жаль, что этот роман не вышел тогда, когда распадался Советский Союз.
Во второй половине 2005 года многотомник Кира Булычева начал выходить и в издательстве «ЭКСМО». Первые два тома не представляли особого интереса, в них вошли хорошо известные произведения, а вот третий – «Похищение чародея» – оказался весьма неожиданным. В нем несколько повестей, которые хоть и издавались прежде, но прошли почти незамеченными. По той простой причине, что не вписывались в образ доброго детского фантаста, приклеенный Киру Булычеву издателями.
Первая из них – «Витийствующий дьявол». Это самая нефантастическая из повестей популярного фантаста. Она полностью принадлежит литературному мейнстриму. Главному ее герою – мужчине под сорок – является дьявол во всей свое красе. А может быть, и не является вовсе. Тем не менее он старательно искушает его, испытывает, пробует на прочность. Это произведение о кризисе среднего возраста, о переоценке ценностей. Повесть печаталась в середине 80-х годов в советско-болгарском журнале «Дружба», пьеса, поставленная по ней, тогда же шла в театре «Лаборатория» – с тех пор текст был забыт.
Повесть «Мамонт» также почти неизвестна читателям. Это безумная – смешная и страшная одновременно – фантасмагория о палеонтологе, который искал в тайге мамонта, а нашел забытый всеми концентрационный лагерь. А в нем, не зная о том, что давно нет ни Сталина, ни Берии, живут зэки и охранники. И в этой повести не обошлось без исторических персонажей: среди заключенных – выплывший и постаревший Чапаев; среди вертухаев – повзрослевший Павлик Морозов┘
У повести «Осечка-67» тоже сложная судьба. Сюжет был придуман в том самом 67-м году, когда праздновалось 50-летие Октябрьской революции. Ироничный писатель представил себе, что бы вдруг произошло, если бы в Зимнем дворце решили устроить театрализованное представление – показательное взятие здания. А участники обороны не согласились бы отдать историческую ценность пьяным пролетариям┘ Посредственный актер, выбранный на роль Керенского, возглавляет стихийный бунт, подавлять который приходится лично Брежневу┘ По мотивам повести был поставлен спектакль на Ленинградском телевидении, но саму повесть напечатали всего однажды – в книге, вышедшей небольшим тиражом.