НЕКРОФИЛ ПРОТИВ ГОЛУБОГО САЛА
Габриэль Витткоп. Некрофил. - Тверь: Митин журнал, 2005, 206 с.
Многочисленные смерти и отстраненные описания агоний в "Убийстве по-венециански", любовный акт главного героя Люсьена Н. со своей умершей возлюбленной в "Некрофиле", не менее отстраненное наблюдение за пьяными калеками в "Сне разума" - вот основное содержание прозы французской писательницы Габриэль Витткоп (1920 - 2002).
Создается впечатление, что она стремится эпатировать читателей и, всячески насмехаясь над их буржуазностью, по сути, отвечает буржуазным потребностям массовой культуры. Можно также задуматься о культурной пресыщенности Витткоп. Однако ее герои - не марионетки, призванные иллюстрировать нарушения традиционных норм и табу. Они "потеряли время и выбросили пространство", а потому обречены на одиночество и "их скорбь неизбывна". Проза Витткоп глубже поверхностного эпатажа и имеет в своих истоках не только почитаемого писательницей маркиза Донасьена де Сада, но и театр "голых масок" Луиджи Пиранделло, и экспрессионизм Роберта Музиля и Ганса Эверса. При этом имеет место не подражание, а следование определенной эстетической традиции. Эпатаж для Витткоп не является самоцелью, как, например, у Владимира Сорокина, который прочитывает известные массовому сознанию классические сюжеты и исторические события в форме многочисленных нарушений культурных норм и традиций ("Голубое сало"). Ценность и убедительность Витткоп достигается не только оригинальным развитием западноевропейской литературной традиции, но и новым взглядом на понятие нормы и нравственности, тотема и табу.