Андрей Жвалевский. Мастер сглаза: Роман. - М.: Время, 2005, 240 с.
"Мастер сглаза" - первый роман Андрея Жвалевского (р. 1967). До этого за ним числилась лишь серия пародий на Джоан Роулинг "Порри Гаттер и его друзья", написанная в соавторстве. Герой романа, как и персонаж Роулинг, обладает способностями к магии и колдовству. Эти его способности очень хочет использовать в своих целях некое тайное общество, чья задача останавливать людей, способных изменить ход истории и привести человечество к очередной катастрофе.
Историю творят герои-одиночки, сообщает нам автор. Эти одиночки, Александр Македонский, Наполеон, Тимур, добивались великой цели не благодаря уму, воле, тяжкому труду, а способностью силой желания изменять законы природы. Словно по веленью волшебной палочки - как захотят, так и будет. С помощью этой палочки Александр Македонский из провинциального царька стал владыкой мира, а Наполеон из захудалого офицера - императором. Одной лишь силой желания.
Когда-то эти люди, "избранные" - называют их в книге, привели мир к глобальной катастрофе. "Они играли с миром, как с игрушкой, и однажды ткань мира не выдержала - и тогда погибли многие, даже сама твердь земная┘" Мастер (Андрей, тезка автора) должен сглазить героев-одиночек, свести на нет их желания. Никто не спрашивает его согласия, ставят перед фактом, и все. Ему "до тошноты не хотелось заниматься спасением мира от вселенского Зла". Но наш герой почему-то послушно выполняет все, что ему говорят. Он ничего не может им противопоставить. Чужая большая цель целиком заполняет его душу.
Сверхспособностями нашего героя заинтересовались спецслужбы. Ястребы советских времен, окопавшиеся в недрах госбезопасности, решили с его помощью сглазить Америку. Накачали "мастера" наркотиками и заставили пожелать ей добра и благополучия. Изо всех сил. Результат налицо - 11 сентября. Рухнувшие небоскребы, протараненный Пентагон - это все наш мастер сглаза.
Жвалевский политкорректно противопоставляет плохим спецслужбистам хороших, которые борются с террористами, спасают терпящие бедствие самолеты. "Хорошие" предлагают Андрею сотрудничество. "┘Пора самому за ум браться, - думает он. - И не заниматься спасением мира неизвестно от кого, а просто помогать людям жить". Сделать что-то хорошее для них. Цель проста. Как в "Пикнике на обочине" братьев Стругацких: "Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным". Но и эта попытка оканчивается ничем.
К концу романа герой утрачивает свои сверхспособности, зато обретает ясный аналитический ум и способность управлять желаниями. Все как в жизни - были бы желания, остальное приложится.