Алексей Смирнов. Под крестом и полумесяцем. - СПб.: Геликон-Плюс, 2005,167 с
Питерский писатель Алексей Смирнов, знакомый читателям по мрачноватым романам, появившимся в результате умелого смешивания алкоголя, петербургского болотного тумана и цинично-отстраненного взгляда на жизнь, решил в порядке исключения написать правду, и ничего, кроме правды.
Алексей Смирнов родился в 1964 году и получил самое что ни на есть писательское образование - медицинское. Работая врачом-невропатологом, а затем - переводчиком книг по психологии и психотерапии, Алексей Смирнов увидел, прочувствовал и описал множество историй, вошедших, в частности, в книгу "Под крестом и полумесяцем". Помимо этой книги писатель опубликовал два сборника художественной прозы "Натюр Морт" и "Ядерный Вий".
Но забудьте на некоторое время о любезных сердцу Смирнова чертях и мутантах, прыгающих со страницы на страницу и корчащих читателю кошмарные рожи, о них в новой книге - ни слова, здесь действуют и бездействуют более ужасные герои - врачи одной из пригородных петербургских больниц.
Перед нами лишь малая часть огромного "докторского" цикла - автор давно уже оставил медицину, но воспоминания об уколах и капельницах по-прежнему заставляют его просыпаться по ночам и при скупом свете ночника записывать как байки, так и целые рассказы.
Смирнов не старается подражать своим предшественникам, но слова и целые предложения переполняют его голову, выплескиваются на бумагу, а профессиональная писательская привычка подсказывает, что неплохо бы за эти, уже выплеснутые из головы тексты получить денег.
Эту книгу не рекомендуется читать людям, решившим сходить на традиционный медосмотр или даже лечь в больницу. Скажу за себя: через пару месяцев после прочтения некоторых смирновских баек я основательно приболела. Близкие люди утверждают, что в бреду я повторяла: "Только не вызывайте "Скорую", а то приедет кровавый Смирнов и зарежет меня бензопилой!"
Никаких бензопил в книге, впрочем, не упоминается (и без них страшно), разве что на обложке два бравых хирурга в ночи пилят очередного бедолагу. Эту развеселую картинку, кстати, рисовал другой известный питерский мрачнушник, Дмитрий Горчев.
Действие книги происходит в одном легко узнаваемом курортном городке под Санкт-Петербургом. Погружаясь в текст, читатель с удивлением понимает, что первые несколько месяцев своей практики врач в самом деле лечит людей, а затем уже они "лечат" его своими безумными историями - болезни и просто историями, так что к определенному моменту не сразу и отличишь, кто тут врач, а кто - пациент. Книга представляет собой не что иное, как бортовой журнал убийцы в белом халате. Большая и колоритнейшая часть записок посвящена некой заведующей отделением, женщине весомых достоинств, похожей на полоумную завучиху. Врачи и медсестры, таким образом, выступают в роли замученных пьянством и восьмичасовой учебой старшеклассников, а их пациенты - слегка поврежденных при рождении младших школьников. Заведующая отделением сначала смешит, потом - раздражает, а в конце ее даже жалко становится, но поздно: уволили голубушку. Казалось бы - ну чего еще надо автору, мелкий тиран повержен, в душе должна наступить гармония, а в больнице - мир и покой. Но жизнь без главного героя, пусть и не совсем положительного, писателю определенно в тягость, и вскоре после ухода заведующей он и сам покидает больницу.
По-настоящему смешных историй, таких, чтобы рассказывать их как анекдоты, в этой книге очень мало: все-таки автор не смешить нас тут нанимался, а свою беспощадную правду жизни описывать, но повествование захватывает и не отпускает до самой последней истории. Иллюзии о добрых докторах Айболитах развеиваются, и хочется только одного - быть всегда здоровым и поменьше обращаться к врачам.