Михаил Шаповалов. Избранное. Стихотворения, проза. - Подольск: Издатель Г.Саамов, 2005, 520 с.
Литература живет сама по себе, от рейтингов продаж, литпремий и количества упоминаний в СМИ особенно не зависит. Вот, например, есть такой писатель - Михаил Шаповалов (р. 1942), литератор не тусовочный, зато, как принято говорить, настоящий. Живет в Подольске, выпустил несколько книг стихов - "Пора последних холодов" (М., 1977), "Белое с голубым" (М., 1991), "Взгляд" (Подольск, 1993), "Ночная флейта" (М., 2001). Издал и литературоведческие книги: "Валерий Брюсов" (М., 1992), "Король поэтов. Игорь Северянин. Страницы жизни и творчества" (М., 1997), "За пушкинской строкой┘" (М., 1999).
Теперь вот "Избранное". В нем три раздела: стихи, статьи и заметки о русской литературе, воспоминания. На обложке слова автора: "Чувство, близкое радости полета во сне, овладело мной. Окружающий мир и волшебство пушкинских стихов слились. Как хорошо!" Хорошо. Емко. Весомо.
Оформлена книжка строго. Дизайн сперва кажется мрачноватым - белое, черное, полутона. Но она ведь не призвана развлекать уставших, ее цель - беседа на равных. Она и сыворотка от борзописания, и прививка опыта.
Стихи расположены не хронологически, как это часто бывает. Так что рядом напечатаны и "ранние", и совсем недавно написанные. Между некоторыми - несколько десятилетий, но именно вместе они воспринимаются лучше, как единая музыкальная композиция. С лейтмотивом: "Жизнь перепутана снегами, / Любовью, дальними огнями, / Стихами, сутолокой лет, / Погоней за мечтой высокой┘ / Под голубым и зорким оком / Метель мой заметает след┘"
Что касается прозы, то, пожалуй, самым важным окажется раздел, который называется "За пушкинской строкой". Шаповалов отчаянно воюет с советским пушкиноведением. Доказывает, что, например, польский поэт Адам Мицкевич был врагом России. Хотя и являлся лучшим поэтом Польши своего времени. Другой пример касается пушкинского восхищения творчеством Вольтера. Автор негодует, ведь об этом - даже в энциклопедиях есть, пусть и бегло, но черным по белому! Шаповалов дает свое объяснение: да, Вольтер влиял на литературу, но зрелый Пушкин писал о нем резко критические статьи.
Можно, конечно, открыть содержание и попытаться резюмировать: нельзя сказать ничего нового о Тютчеве, Вяземском, Жуковском, Карамзине, Батюшкове, Брюсове, Гумилеве, Блоке, Северянине и так далее. Старые темы!.. Тем не менее акценты - другие, извлечены не самые популярнее факты. Да и монтаж трюизмов с авторским комментарием дает некоторую новизну.
Но есть и такие факты, свидетелем которых был только Михаил Шаповалов. Поэтому в книгу включены статьи-воспоминания о Николае Рубцове, о Георгии Шенгели, о Рюрике Ивневе┘
С Рубцовым автор учился в Литинституте. С имажинистом Рюриком Ивневым общался в течение нескольких лет. А про Георгия Шенгели знает очень многое потому, что общался с его вдовой.
Вообще судьба сводила Михаила Шаповалова с удивительными людьми. Например, он был знаком с поэтом Николаем Якушевым, который отсидел 18 лет, а прежде встречался с Осипом Мандельштамом в Воронеже, в журнале "Подъем". Тогда Якушев получил от Мандельштама автограф на книге "Камень": "Приходящему от уходящего"┘ А позже Якушев оказался с Мандельштамом в пересыльной камере, когда урки избили Осипа Эмильевича и отобрали у него сапоги и пиджак┘
А вообще эта книга не о Пушкине, Рубцове или Мандельштаме. Она о счастье. "Много ль надо для счастья? / И как оно выглядит, счастье? / Молод ты или стар, / если мир беспредельно раскрыт, - / Не печалься, что ты не обласкан / ни славой, ни властью, / Помни день этот легкий / и сердца смятенного ритм".