0
910
Газета Проза, периодика Интернет-версия

13.10.2005 00:00:00

Плевки да реверансы

Тэги: РобГрийе, Романески


Ален Роб-Грийе. Романески / Пер. с фр. - М.: Ладомир, 2005, 622 с.

 

"Папа Римский Нового романа" Ален Роб-Грийе издан в России довольно-таки неплохо, и недавно вышедший в издательстве "Ладомир" увесистый том из числа впервые переведенного содержит только некоторые литературные манифесты. Сами "Романески", "нечто романоподобное", и кинороман "В прошлом году в Мариенбаде" уже были выпущены прежде, как и более ранние произведения. Вообще живой "классик" Роб-Грийе коммерчески успешен, существует на гонорары, но, несмотря на это, за ним закрепилась слава трудночитаемого автора, чуть ли не пишущего прозу для филологических факультетов. Сам он не отрицает, что к нему имеет отношение брошенная Энди Уорхолом фраза: "Я известен в основном своей известностью", утверждая при этом, что пишет книги в первую очередь для себя.

Школа "Нового романа", главой которой считается Роб-Грийе, не является литературным течением вроде сюрреализма или футуризма, несмотря на внешнее сходство (объединение вокруг одной фигуры - вроде Маринетти или Бретона, лозунги, манифесты и др.). "Новый роман" как таковой возник из полемики Роб-Грийе с консервативно настроенными критиками. Казалось бы, он не призывал никого сбрасывать с корабля современности или погружаться в сюрреалистический бред, просто указывал своими статьями-манифестами на диалектическое развитие литературных форм, проводил, к примеру, линию от Бальзака до Кафки (от социальной тематики реализма к условности и метафизичности "Замка" и "Процесса"), однако же официальная критика, видавшая уже к тому времени и упомянутого Бретона, и создателя "театра жестокости" Антонена Арто, и великого Жоржа Батая, все равно продолжала фиксироваться на девятнадцатом веке и пользоваться соответствующими понятиями и методологией. "Хвалить современного молодого писателя за то, что он "пишет, как Стендаль", вдвойне нечестно. С одной стороны, этим доблестным деянием не стоило бы, как мы видим, восхищаться; с другой - речь идет о совершенно невозможной вещи: чтобы писать, как Стендаль, следовало бы прежде всего писать в 1830 году. Автор, которому удалось бы искусное подражание, пусть даже настолько искусный, что сам Стендаль мог бы в свое время под ним подписаться, был бы далеко не столь значительным писателем, каким оставался бы и посейчас, напиши он те же самые страницы в эпоху Карла X. Ничуть не парадоксальная мысль, развитая в этой связи Х.-Л. Борхесом в его "Вымышленных историях": романист ХХ века, который переписал бы слово в слово "Дон Кихота", явил бы миру произведение, коренным образом отличающееся от созданного Сервантесом". Очень точная и актуальная мысль, ведь нередко можно видеть авторов, причем не всегда молодых, которые настолько преданны, скажем, Достоевскому, настолько хотят подражать ему, что даже не способны как следует прочесть его тексты.

Таким образом, "Новый роман", модернистская школа со всевозможными наворотами, акцентированной интертекстуальностью и интеллектуальностью (некоторые критики считают, что в текстах "новых романистов" в принципе нет ни действия, ни героев), обязана своим существованием неостроумию консерваторов. Динамика этого становления так же хорошо видна по текстам эссе-манифестов Роб-Грийе, как и то, насколько бессмысленным бывает иногда противопоставление реалистичной-нереалистичной (хорошей-нехорошей) литературы, ведь Роб-Грийе, несмотря на своеобразие эстетических установок, литератор в первую очередь серьезный и сложный, а не развлекающийся "текстами". Кстати, "Романески", занимающие большую часть книги, находятся на стыке реалистичной автобиографической и "новороманной" прозы, что не является ни реверансом в сторону реализма, ни плевком на модернизм, а просто собственным путем Алена Роб-Грийе, знакомство с которым легко можно начинать с тома "Романески", ведь он представляет все стороны творчества видного французского писателя, от киноромана до литманифестов. Ну а так как известен он в основном своей известностью и "новые романы" - не очень метрошное чтиво, то для того, чтобы притвориться знатоком Алена Роб-Грийе, достаточно полистать-почитать эту отлично изданную книгу. Что может быть проще.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
632
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
671
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
291
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
417

Другие новости