Эрик Стенбок. Триумф зла. - Тверь: Kolonna publications, 2005, 240 с. (Creme de la Creme).
Из всей милейшей компании лондонских декадентов конца XIX века граф Стенбок менее всего известен широкой публике. Вероятно, оттого, что большую часть тиражей книг Стенбока уничтожили друзья после его смерти. Умер он от наркомании и пьянства. Во время процесса по делу Оскара Уайльда, к кругу которого принадлежал. Дружил с Обри Бердслеем. Любил мальчиков. "Ученый, знаток, пьяница, поэт, извращенец, обаятельнейший человек", - говорил о нем Йейтс.
Впрочем, стихи и проза Стенбока не были оценены, да они и не гениальны, как у того же Уайльда. Возможно, чересчур манерны и вычурны. Конечно, мрачны. О красоте смерти, несчастной любви, вечности и адских муках, призраках и вампирах - автор-то декадент! Исследование темы зла в фольклоре - "Миф о Панче". Соответствующая атрибутика: мистический портрет ("Гилас"), маски ("Мазурка мертвецов"), дьявольская скрипка ("Виола д,Аморе"). Персонажи - ведьмы, оборотни, мертвецы, цыгане. Тоже, в общем, "обаятельнейшие люди". Неизменны и бледные прекрасные лица, таинственные глаза, тонкие пальцы. Есть и своеобразный юмор: "Кирилл и Мефодий были начальники полиции" ("Королевский бастард, или Триумф зла"). Большинство рассказов, естественно, заканчивается плохо. Живые герои умирают, сходят с ума, превращаются в нежить. Зло вечно. Этот мир не прощает красоты.
Однако основным творением Стенбока были не литературные опыты, а его собственная жизнь. Помимо всего своего вышеперечисленного обаяния граф эпатировал людей всевозможными выходками. Одевался во что-то транссексуально-эксгибиционистское. "Его обесцвеченные волосы достигали плеч, он носил яркие шелковые сорочки и восточные наряды, красил ногти, сильно душился и обвешивался драгоценностями, он брал себе в спутники куклу размером с человека, он был постоянно под кайфом и, получив в 1885 году наследство, не стеснялся выставлять свое богатство напоказ", - пишет в предисловии Джереми Рид. Стенбок сознательно занимался саморазрушением. Вел ночной образ жизни. Его дом в Лондоне в Кэмденхилле, а также унаследованное эстонское имение Калк, в котором он провел пару лет, считались обителью порока. "Есть свидетельства, что обед ему подавали в закрытом гробу, что в его доме между бюстами Шелли и Будды горела красная неугасимая лампада и что по комнатам летали длиннохвостые попугаи и ары. В доме было душно от воскуряемого ладана и дыми опиума, а сам хозяин сидел перед пылающим камином, поглощенный своим кальяном". Словом, Стенбок впитал в себя все упадничество и неврозы конца позапрошлого века, которые, конечно же, присущи и нашему времени.