Василий Сигарев. Агасфер и др. пьесы. - М.: Коровакниги, 2005, 226 с. (Поставить!)
Достаточно молодой (он родился в 1977 году в городе Верхняя Салда Свердловской области), Василий Сигарев тем не менее один из самых востребованных российских драматургов. В 2000 году он получил сразу две литературные премии за пьесу "Пластилин", которую тогда же в Московском центре драматургии и режиссуры поставил Кирилл Серебренников. С этого началась слава Сигарева (и, кстати, Кирилла Серебренникова), после чего "Пластилин" ставили в России и за рубежом, перевели на английский, немецкий, польский, сербский, финский, французский, датский, шведский, голландский и, возможно, еще какие-то языки.
Драматург получил еще несколько премий за пьесы "Черное молоко", "Божьи коровки возвращаются на землю" и все за тот же "Пластилин", написал пьесы "Детектор лжи", "Метель" (по одноименной повести Пушкина), "Семья вурдалака", "Русское лото", "Пышка" (по новелле Мопассана), "Фантомные боли", "Яма" (поставлена в Москве в рамках фестиваля "Документальный театр"), "Замочная скважина" и другие. Большинство из них поставлены в России и за рубежом, а Сигарев теперь - звезда театрально-фестивальной Европы и желанный драматург в лучших театрах, вплоть до МХАТа.
Читать Сигарева ничуть не хуже, чем смотреть. Буквы говорят сами за себя и порой лучше, чем актеры. К тому же далеко не все им написанное произносится со сцены. Авторские ремарки, например. А ведь это порой законченные рассказы или стихотворения в прозе. "К стеклу бумажка приклеена. А на бумажке надпись... "КОНЧИЛАСЬ". Что кончилось, зачем и когда - не оговорено. Впрочем, это не наше дело. За окном женщина сидит. Кассирша. Возраста она того самого, когда "баба-ягодка опять". На ней подклад от китайского кожаного плаща и валенки. Лицо измазано французской косметической маской польского происхождения. В руках вязание, в глазах - скука". Ну как такое сыграешь - "лицо измазано французской косметической маской польского происхождения"? Так что пьесы эти стоит как раз читать. Потом, разумеется, можно и посмотреть.
"Агасфер и другие пьесы" - как ясно из названия - сборник. Включены в него пять пьес, начиная, естественно, с прославленного "Пластилина". Четыре другие - "Божьи коровки возвращаются на землю", "Агасфер", "Фантомные боли" и "Черное молоко", составляют своеобразный, достаточно мрачный, а порой и шокирующий цикл - об усталости и страхе перед жизнью, хотя герои Сигарева, как правило, молодые люди, о тоске, о боли экзистенциальной и вполне реальной, от которой плачут. Но некоторая надежда на лучшее есть и у Сигарева. "Все светлее и светлее становится..." - с почти чеховской интонацией заканчивается, например, пьеса "Агасфер". "Другой начинается Мир. Новый. Лучший, я думаю, - говорит автор. - Темнота. Занавес. Конец".
Что до речи персонажей - она, конечно, не театральная. Она подъездная: Ну, че? Рассказывай. - Про че? - Как сидел...
Впрочем, нынешний театр - он почти весь театр. doc. Темнота. Занавес. Конец.