Карлос Кастанеда. Отшельник. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005, 352 с.
Первые сорок страниц этой загадочной книги посвящены попыткам публикаторов доказать нам, что она действительно принадлежит перу Карлоса Кастанеды. В это можно было бы даже поверить, если на секунду забыть, что антрополог и шаман, кумир хиппи, любитель расширять сознание с помощью кактуса пейотль и других препаратов умер в 1998 году. А поскольку утверждается, что роман написан совсем недавно, то, вероятнее всего, перед нами умелая мистификация.
Полудетективная история происхождения этого текста не менее удивительна и безумна, чем сам роман. Итак, Кастанеда умер. "Ровно через три года, - пишет в пространном вступлении некто Владимир Весенский, - Карлос прилетел в Салтильо. Мы быстро подружились. Единственное, о чем он меня просил, не говорить без надобности, кто стоит за его литературным псевдонимом. Причин для этого у него было, насколько я знаю, несколько, и первая из них: Карлос занимается бизнесом. А кому из суеверных людей приятно узнать, что его партнер по бизнесу - шаман?"
Интересно, в какой бизнес подался Кастанеда после смерти. Наверняка что-нибудь, связанное с торговлей кактусами. Но, видать, на кактусах сегодня не очень-то наживешься. Вот и пришлось покойнику скрепя сердце обратиться к литературным занятиям.
По жанру его "Отшельник" представляет собой нечто среднее между проповедью, романами Маркеса и серией "ЖЗЛ". Этакий взрывоопасный коктейль из католицизма и оккультизма. Или результат удачного спиритического сеанса. Немного странно, правда, что духовную историю Мексики взялся писать человек (или дух?), который в молодости был упертым атеистом и леваком.
Героя этого романа зовут так же, как и героев почти всех без исключения кастанедовских текстов, - дон Хуан. Дон Хуан - мистический учитель Кастанеды. Впрочем, на этот раз мы узнаем о нем намного больше, чем раньше. Оказывается, речь идет об историческом персонаже доне Хуане Диего, Святом Шамане и национальном мексиканском герое, жившем пятьсот лет назад, во времена испанских миссионеров и конквистадоров. Это его усилиями языческая Мексика стала страной благочестивых католиков, пусть и с уклоном в жестокую эзотерику.
"Святые не бывают вялыми и пассивными", - пишет (как-бы) Кастанеда. И это, пожалуй, главная сентенция, которую можно вынести из "Отшельника". Все остальное - потусторонние видения и довольно бессвязные, но высокопарные возгласы. Святые не бывают вялыми и пассивными. Они настолько активны и энергичны, что даже после смерти дух их продолжает тревожить ни в чем не повинных читателей.