Поколение "Лимонки". Книга для чтения под партой. / [сост. А.Глущенко] - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2005, 384 с.
Уж десять лет издается газета "Лимонка" и беснуется НБП. Это срок┘ Есть на что оглянуться и подвести кое-какие предварительные итоги. Помнится, в прошлом году свет увидела книга "Как мы строили будущее России" - отчаянная попытка Лимонова доказать, что его "газета прямого действия" была и остается общественно-политической. Теперь пришла пора взглянуть на "Лимонку" как на "Литературку". Задача по понятным причинам проще. Да и пишущее большинство нацболов очевидно вышло именно из шинели своего вождя и этого не скрывает. Продолжатели? Эпигоны? Как бы то ни было, Лимонову есть чем гордиться: за эти десять лет он действительно сформировал особую контркультурную среду.
Литераторы от НБП все как один - максималисты, дикари и агрессоры. Обилие пользуемой ими табуированной лексики удивляет именно тем, что ею, как известно, "уже никого не удивишь". Концентрированные тексты шокируют своим откровенным варварством простых предложений. Очаровывают претенциозностью классических форм. Бросают на отмели интеллекта потоки замутненного алкоголем сознания┘
Странная особенность сборника - отсутствие содержания. Типа "помоги себе сам". Сперва пролистав книжку, читатель наверняка обнаружит шесть разделов, а обратившись к аннотации, узнает, что каждый из них, в свою очередь, разбит на две обязательные части: "Безработный лидер" и "Рисковое поколение". Первая - рассказы Лимонова - задает некую тему, вторая - творения его "черных мальчиков и девочек" - тему усугубляет.
Раздел первый. На шумной улице в центре Парижа Лимонов добивает сапогом хулигана. "Да-да, надо быть мужиком!" - как бы комментирует здесь же эстет Шаргунов. И так сухо, без эмоций добавляет: "Уррааа┘"
Раздел второй. "Свидетель". Лимонов обличает овощеподобных европейцев и получает по голове. А его очумелая Настя занимается бытописанием подростковой наркомании и хоронит друзей.
Третий раздел. "Поедем на войну┘" Лимонов поэтизирует "прохладу оружья" и покупает свой первый "западный" нож. А в это время на обратной стороне Земли является на свет Дима Бахур - будущий автор рассказа "Красная кнопка" и апологет ядерной войны.
В разделе "Дай мне" Лимонову подпевает одноименной вещью Ирина Денежкина┘ Становится ясным, что составитель сборника Глущенко склонен понимать феномен поколения "Лимонки" довольно широко┘
Разговор об Испепеляющей Любви в пятом разделе поддержала Анна Козлова. Ее рассказ "Ревность" - о тихих радостях семейного секса.
Довершает "книгу для чтения под партой" несколько эссе, объединенных под заголовком "В библиотеку учителя словесности". Лимонов с гневом пэтэушника обрушивается на литературу XIX века, а Игорь Яркевич - на советскую литературу, походя пригвождая к позорному столбу Театр.
В конце концов из интервью В.Бондаренко с С.Шаргуновым выносливый читатель не без удивления узнает: все, что он только что осилил, есть не что иное, как "новый реализм"┘
"Книга рассчитана на работников Министерства образования", но явно этим министерством не рекомендована. Хотя подобные книги следует читать именно в раннем юношестве. Как ни парадоксально, они способны воспитать нормального человека. Когда твоих сверстников топят в нечистотах "фабрикантов" и жиже компьютерных игр, чтобы уцелеть, надо читать. И не Акунина с Коэльо, а вот такую (такую!) с позволения сказать, литературу. "Я чужд этому миру, и он питает ко мне аналогичные чувства". С младых ногтей надобно пестовать в себе воинственное неприятие окружающей действительности для того, чтобы бодро и в форме войти во взрослую жизнь.