Леонид Тишков. Водолазы. - М.: Гаятри, 2005, 96 с. илл.
Леонид Тишков. Водолазы-2. - М.: Гаятри, 2005, 96 с. илл.
Весьма известный художник-карикатурист и концептуалист Леонид Тишков, пользуясь тем, что умеет рисовать, создает странный мир не совсем живых существ, но живо напоминающих людей, мир, полный смерти, переходящей в небытие и плавно возвращающейся к жизни. А может, мир, напоминающий сон. И почему-то мир, совсем не отталкивающий.
Что мы, в сущности, знаем о водолазах? Очень мало. Это не какие-нибудь легкомысленные аквалангисты-дайверы, легко превращающиеся обратно - кто в Андрея Макаревича, кто в Жака Кусто. Не отчаянные подводники, по приказу родины закупоривающиеся в вооруженные консервные банки. Водолазы в тяжелых свинцовых башмаках - трудяги и дипломаты, посланцы тверди в мире воды. О них можно сочинять только тяжелые свинцовые стихи. Какие и сочинил Тишков - стихи в картинках и философских максимах.
До ознакомления с книжками Тишкова обыкновенный читатель, как правило, знает о водолазах только то, что фуфайка из синтетики, закрывающая горло, называется водолазкой. Но если в футболке еще можно вообразить себя футболистом, а в толстовке - Л.Н. Толстым, то служба у водолазов слишком тяжела, чтобы непосвященному было так вот просто себя им вообразить. Да и слово "служба" напоминает загадочные строки Сергея Есенина: "Черный человек, ты не смеешь этого! / Ты ведь не на службе живешь водолазовой. / Что мне до жизни скандального поэта? / Пожалуйста, другим это читай и рассказывай".
Что Есенин имел в виду под службой водолазовой? Уж наверное не то, что водолазы находят по долгу своей службы утопленников. "Черный человек", поэма хотя и мрачная, хотя и написанная незадолго до гибели поэта, но отнюдь не самоубийственная. А может быть, Есенин имел в виду, что водолазы, как существа странные, необычные, не от мира сего, много чего знают о мире сем? Например, о жизни скандальных поэтов. И сплетничают направо и налево с каждым встречным и поперечным черным человеком. Но этого не может быть. Не только по определению Леонида Тишкова, но по определению вообще. Водолазы немы. С человеками, как черными, так и любого другого цвета, они общаются при помощи сигнальной веревки. А ею, по догадке Тишкова, можно подать лишь сигналы "я иду", "я ушел", "я задыхаюсь", "я засыпаю", "я жив", "я умер, забери меня отсюда". Много ли этими словами расскажешь о скандальных поэтах? Да и вообще, в отличие от молчаливых поэтичных водолазов, стихотворцы чаще всего существа совсем не поэтичные. Потому что скандальный пиар многих из них - сугубо прагматичная проза.
В общем, водолазы действительно много чего знают, но ничего не рассказывают. О них рассказывает только Тишков. Верить ему не стоит, а вот полистать эти две книжки советую. Мало ли какой другой литературы мы листаем и не верим тому, что там написано. Да еще и возмущаемся при этом. Книжки Тишкова уж чего не могут вызвать, так возмущения. А только тихую задумчивость. Вот ведь какие замечательные существа водолазы. Живут под водой и не употребляют алкоголь. И умирают не от алкоголизма, а от болезни с красивым названием кессонная. И после смерти стерегут подводные сокровища. Сказка!