Алексей Тарасенко. Черный крест. - Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004, 304 с. (NOVOЯЗ).
"В конце двадцатых годов двадцать первого века "группа товарищей"┘ взяла власть в свои руки в России". Это не начало книги "Черный крест", это из середины. Что особенно любопытно, "группа товарищей" - не коммунисты, они почему-то протестанты.
"Свет этому миру" (типа их слоган). В этой своеобразной, если не сказать больше, России (и оккупированной ею наконец-то Европе) и происходит действие романа молодого писателя Алексея Тарасенко (так на обложке, на 3-й странице - Андрей Тарасенко). Геополитический расклад по Оруэллу, перманентная война Англии и Америки с Россией в Турции, Средней Азии, Северной Африке, Дальнем Востоке и еще Бог знает где.
Вот до чего тоталитарные сектанты нашу Родину довели! Православие запрещено и репрессировано. Забавно, но государственным знаменем кальвинистской России является стяг НБП, книги Лимонова объявлены национальной классикой, а раненые солдаты умирают с кличем "Россия превыше всего!", так же подозрительно напоминающим боевую речевку нацболов. То есть некоторые народные традиции, вопреки всему, сохранились. Сохранилось и бессмертное русское "Да лааааадно!", красной линией проходящее из уст в уста через всю книгу. И, как результат данного тезиса, царящий под личиной сурового, военно-дисциплинарного государства полный бардак, такой до боли родной и уютный. "Да, интересно, наши вертолеты обстреляли совсем не то место, координаты которого мы им сообщили, а мы вертолетчикам сообщили совсем не те координаты, что нужно". В общем, слабо лютерам супротив национального характера. Тем более что наши все равно в конце всех побеждают, естественно.
И еще одна интимная подробность новой жизни, за которую назначенный классиком Лимонов расстрелял бы назначившую его классиком власть к чертовой матери. Таблетки "Антисекс", принимать которые обязан ежедневно каждый совершеннолетний неженатый человек. Додумались изверги, мало их в Варфоломеевскую ночь резали.
Все вышесказанное относится только к одной сюжетной линии "Черного креста" - антиутопической. Целиком же книга представляет собой гремучую смесь из антиутопии, военно-политического детектива, мистического триллера и романа ужасов. Это что касается составных частей. Что же касается источников, то и тут Алексей (или Андрей?) Тарасенко стоит на плечах гигантов. Он черпает из разнообразнейших культурных пластов, от мрачной социальной фантастики до эзотерических, гностических текстов. Словом, от того же Оруэлла и раннего Пелевина до Стивена Кинга и позднего Сорокина.
Сам же "Черный крест" можно отнести к направлению, получившему у некоторых критиков название "Русский трэш". (К "Русскому трэшу" причисляют кроме всего прочего и такие нашумевшие книги, как "Красный бубен" Белоброва-Попова и "Pasternak" Елизарова). Кстати, критик Н.Александров высказался о Тарасенко типа как Лев Толстой о Леониде Андрееве. В смысле что А.Тарасенко вот пугает, а ему, Н.Александрову, вот не страшно. Неплохое начало творческого пути.
И последнее. О языке. Роман вышел в серии "NOVOЯЗ". И написан он действительно особым языком. Языком курсанта Русского протестантского воинства двадцать первого века. Это дистиллированный, обезвоженный и обезжиренный, как паек разведчика, язык приказов и рапортов. По-своему красивый язык офицерских училищ, военных тюрем и осажденных гарнизонов. Цитата: "┘если вам дали право выбора, то постарайтесь как можно быстро (так в тексте, возможно, опечатка) сами себя его лишить". Просто самурайский кодекс какой-то!
В общем следуйте этому мудрому совету, читайте книгу Алексея (или Андрея?) Тарасенко и повторяйте почаще спасительную мантру "Да лааааадно!".