0
1321
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.03.2005 00:00:00

Корень лианозовской школы

Тэги: Кропивницкий, стихи


Евгений Кропивницкий. Избранное (736 стихотворений + другие материалы). - М.: Культурный слой, 2004, 672 с.

Можно ввести такую номинацию, косвенно выражающую ценность книги: насколько ее не хватало читателям. Например, недостачу первой книги молодого автора мы можем (в лучшем случае) оценить только постфактно: вот, нашелся предмет, и теперь мы оценили пустоту, которая раньше была на этом месте. А уже первые книги Тимура Кибирова и Виктора Пелевина с нетерпением ожидались их фэнами, подпитанными публикациями в периодике.

Книга стихов Кропивницкого выбивает здесь высший балл: мало-мальски эрудированные любители поэзии знают и о лианозовской школе, и саму школу (Сапгира, Холина, Некрасова) - но за вычетом учителя и первоисточника. Само собой, такая ситуация попросту не могла продолжаться, и сборник Кропивницкого встает на книжный стеллаж так же уверенно, как элемент на свое место в таблице Менделеева. Даже если бы стихи Кропивницкого оказались слабыми, чудовищными или не имеющими отношения к поэтическим системам его последователей, эти результаты все равно были бы интересны и достойны наблюдения.

Скажем сразу - неприятных чудес не произошло. Ум, поэтический дар, долгая жизнь и принципиальная неангажированность - если удается набрать эту комбинацию, то мощный эстетический результат гарантирован. Мы видим, как остро индивидуальные поэтики Сапгира и Холина постепенно вызревают в одной из стволовых линий русской поэзии, идущей от символизма. Позиция прародителя, от которого идут лучи в разные стороны, сближает Кропивницкого с Иннокентием Анненским. Есть в книге, кстати, и краткий отзыв Кропивницкого об Анненском, довольно прохладный. Если попробовать интерпретировать это вежливое отрицание, то - Кропивницкий склонен (вслед за Бальмонтом, Брюсовым, Сологубом) полностью доверять системе сложившихся ритмических форм. Анненский же начинает их расшатывать. Парадокс - то, что Анненский чувствует как полумертвое, усталое, требующее обновления к началу ХХ века, у Кропивницкого живет и дышит еще в 50-е годы. Однако каждый из этих поэтов существует в своем культурном тоннеле и крайне слабо связан с реальной историей.

Здесь, кстати, Евгений Кропивницкий - абсолютный рекордсмен. Из его аккуратно датированных стихотворений невозможно узнать, что происходило с нашим отечеством в 1917 году или с 1941-го по 1945-й. Нельзя догадаться и о других поэтических магистралях - ни в стихах, ни в кратких статьях Кропивницкого нет ни намека на Мандельштама, Цветаеву, Ахматову, обэриутов (казалось бы, соприродных лианозовцам). Стихотворный манифест Кропивницкого, приведенный тут же, предельно аскетичен и внятен. Если метафорически изложить его в одной фразе, то - не дело фотографа совершенствовать фотоаппарат, надо лишь качественно снимать. Революционное движение Кропивницкого в сторону от символистов заключалось в том, что он обернул глаза зрачками наружу и, сохранив всю стихотворную оснастку лирического высказывания, создал полноценный эпос. Это, кстати, сближает Кропивницкого с некоторыми парижскими циклами Ходасевича, где из-за новизны содержания Ходасевичу вполне подходила простенькая типовая рамка кадра, "бедные рифмы", освоенные размеры.

Последователи же Кропивницкого (как и большинство значительных русских поэтов ХХ века) решительно внедряются внутрь оптики и механики самого фотоаппарата. Сравним триолет Кропивницкого "Надпись на заборе": "Не лейте, черти полосатые, / Помойку делать здесь не сметь, / Противно на нее смотреть, / Не лейте, черти полосатые, / На вас, чертей, зело досадую: / Здесь люди ходят, люди ведь! / Не лейте, черти полосатые, / Помойку делать здесь не сметь!" - и ставшее уже хрестоматийным стихотворение Игоря Холина: "Кто-то выбросил рогожу, / Кто-то выплеснул помои, / На заборе чья-то рожа, / Подпись мелом: Это Зоя".

Разница очевидна. Кропивницкий вправляет идиотизм существования в классическую форму, что приводит к комическому контрасту; Холин же дает содержанию самому обрести удобнейшую форму. Всеволод Некрасов делает это еще радикальнее. Для Кропивницкого, которому к Первой мировой исполнился 21 год, есть область доверия в мире (Бог, семья, дом, любовь, впитанные в детстве поэтические образцы). Из нее он, подобно Мичурину, терпеливо выращивает новое и свое. Для Холина, Сапгира и Некрасова доминантой становится недоверие к устоявшемуся, мир строится наново и - до мельчайшей детали - под личную ответственность. Тут вспоминается персонаж Ива Монтана, снайпер из фильма "Красный круг", который лично отливал пули для своего ружья.

Евгений Леонидович Кропивницкий сумел прожить долгую частную жизнь в очень нервной и коллективистской, как сейчас стали говорить, соборной стране. Сумел попасть в щель между Россией и Москвой, Россией и СССР. Уйти с радаров. Исключение из МОСХа в 1963 году выглядит тут как исключение во всех отношениях, но и год подобрался, по ахматовской классификации, сравнительно вегетарианский.

"Небольшой, но очень колоритный поэт с определенным своим лицом", - вот отзыв об Евгении Кропивницком не снисходительного редактора советского издательства (поэт ему просто не дал шанса отозваться), а Игоря Холина, одного из трех учеников мастера. Отзыв, приведенный в книге, решительного новатора о новаторе в меру необходимости. Но по прочтении насквозь Кропивницкого возникает ощущение полноты мира - тогда как чтение его последователей приводит к иным (очень сильным) феноменам восприятия. "Живо то, что для других мертво", - сказал Николай Заболоцкий о своей Некрасивой девочке. Так и у Кропивницкого чудесным образом оживают те мотивы и ритмы, которые умерли в Брюсове и Бальмонте. И кто знает, может быть, ветвь русской поэзии, которую мы считали засохшей, принесет еще новые плоды.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1724
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1074
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
781
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1059

Другие новости