Анна Козлова. Плакса: Роман, повесть, рассказы. - М.: СовА, 2005, 304 с.
Тяжела и беспросветна дамская доля! Вокруг бродят тупые и ленивые, заблуждающиеся и бесчувственные мужчины. Дети, которых еще поди роди, нагло крадут уйму сил и времени. И это неотвратимое и отвратительное изнашивание тела┘ Вообще непонятно, как можно ТАК жить? Большинство женщин стараются об этом просто не думать, жить "как все" и спасаются. Меньшинству же, достойному сожаления, следует рекомендовать эту книгу. Пусть не решить ей всех проблем, но жить по прочтении станет наверняка веселее.
Саркастическая остроумница Анна Козлова не щадит никого, за исключением, пожалуй, себя. Себя она жалеет. Точнее, свою лирическую героиню. Тридцатилетняя Лиза (роман "Открытие удочки") обосновалась в эмирате Дейра, где сожительствует с неким арабом. Она выпивает четыре бутылки виски в день, тоскует по родине и молит небеса выдернуть ее из этого обманчиво безмятежного ада. Ухватившись за никчемный повод, Лиза все-таки возвращается в Россию. Здесь она встречает русского патриота Льва и "счастливо" залетает от него┘
На протяжении всего романа девушка Лиза демонстрирует поистине редкую для женщины способность к само- и просто анализу. В своих житейских мудрствованиях и смиренных разговорах с Господом она достигает подлинно розановских высот, что, впрочем, не делает ее счастливее. Она осознает себя в Мире, среди стихий, понимает, как надо жить, но поступает абсолютно по-женски - алогично и аморально. Сидя на промятой койке с побелевшими от кокаина мозгами и рассматривая фаллоимитаторы, она завидует "женщинам, посвятивших свою жизнь уборке помещений", которые тем не менее "растят в целомудрии ребенка, рожденного в муках, но для любви". Но минутная слабость отлетает, и Лиза снова "храбро" ныряет в круговерть порока. Пребывая в гордыне, она оправдывается тем, что находит в себе силы "смотреть на всю эту гребаную жизнь в упор, не морщась при виде непривлекательных ее сторон". Так и живет Лиза с бородинским полем в душе, где отчаянно рубятся вейнингеровские Мать и Проститутка.
С легкой руки автора Лизу окружают, по сути, ее же отражения: аморальная идиотка-сестра, ненасытный араб Дауд, честный ("честность - это облагороженная принципами трусость") патриот Лев, подружка-неудачница Люба, феминистка Валерия┘ Каждый из них - та или иная частичка главной героини. Все вместе они - та самая среда, что определяет ее сознание. Девушка мечется в центре этого пьяного хоровода, все тщится вырваться и продолжает заниматься пустопорожней рефлексией.
В итоге Бедная Лиза оказывается у разбитого корыта, в котором плещется несчастный младенец. Напоминает конец первой серии фильма "Москва слезам не верит". Тем самым читательницам, коим адресована эта книга, остается надеяться, что на горизонте вот-вот замаячит великолепный Гоша, у которого помимо непременно вычищенных ботинок обнаружатся и прочие немаловажные достоинства. Ведь "уроды всех мастей неизменно клевали на удочку, которую я даже не забрасывала"┘
Проговариваются банальные истины. В обрамлении претенциозных, но сомнительных метафор, изредка то тут, то там возникающих в тексте, и очень милой матерщины эти самые банальные истины смотрятся как перлы. "Жизнь есть радость, а Бог - любовь". Любви, любви, конечно же, вожделеют неспособные на это чувство в силу собственной критичности героини Козловой. Во имя любви колесит по изнасилованным просторам Другой России Жена Эльдара Р. из антиутопии "Золотые кошки". О любви грезит одиннадцатилетняя Таисия Рукова. Про любовь кричит "АААААА!!!" плакса Анечка.