0
1245
Газета Проза, периодика Интернет-версия

17.02.2005 00:00:00

Что нам делать с цветочками?


Ирина Шостаковская. Цветочки. - М.: АРГО-РИСК; Тверь: Kolonna, 2004, 60 с.

"Ирина Борисовна Шостаковская - весьма славная личность в московских литературных кругах; не одну публикацию имеет. Училась в 57-й московской школе, также хорошо известной в вышеозначенных кругах. Следующий этап ее развития - Литинститут, впрочем, не окончила. С тех пор занимается только чистой литературой" - такие сведения об авторе книги "Цветочки" я почерпнул на сайте "Вавилон. Библиотека современной русской литературы" (http://www.vavilon.ru). От себя сообщу что "Цветочки" - вторая книга Ирины. Первая называлась и вовсе без затей - "Стихи Ирины Шостаковской".

Одни говорят "дискурс", другие "базар", третьи за базар отвечают. Всякий поэт, независимо от его манеры письма, предлагает нам, читателям, сыграть в некую языковую игру. Едва ли не основной задачей "игрока" в поэтике Ирины Шостаковской является задача зафиксировать нечто, прямо не называемое, и, зафиксировав, как можно дольше это неназываемое удержать. Путь к моменту фиксации этой удивительной штуки у Шостаковской, как правило, включает в себя два этапа.

Первый этап. Экспрессивно разоблачительный. На этом этапе Ирина демонстрирует нам необязательность и комичную сумбурность всего окружающего-сущего, показывает внутреннюю бессмысленность и нарочитость каждого отдельного события, понятия, предмета или поступка. Она остроумно "абсурдизирует" известные с детства идиомы и культурные клише, переворачивает с ног на голову мировоззренческие и поведенческие стереотипы. Ирина словно бы вытряхивает "копилку сознанья", демонстрируя, что никаких монеток в ней нет, а есть разве что камушки, всякая чушь и конфетные обертки. "┘Моцарт поперхнувшись сразу помер / Может он в Америку уехал / Там ему сигналили машины / Потому что был великий композитор / Получил депешу от Сальери / Не волнуйся мол начальник все в порядке┘"

А этот текст я приведу здесь целиком. Больно уж он показателен. Просто нашпигован совершенно равнозначными и, следовательно, как бы абсолютно незначимыми предметами и понятиями. "Жизнь оказалась ему мала / Прохудившись в десяти стремных местах/ Разлетелась, и ее отправили поездом в Ригу / Два купейных, один плацкарт / Одна чайная ложка сах. песку / Шевелит ногами, глядит в окно / Ложка".

"Жизнь", которая показалась ему мала, и "ложка" здесь настолько очевидно уравнены в правах, что сразу же вылезает из Матрицы "ложка, которая гнется просто так". Кстати, отсылки к ярким знаковым явлениям массовой культуры для Ирины обычный прием.

Этап второй. Вспышка необозначенного. Именно здесь и происходит подлинное чудо. Уравненные в правах, вырванные из привычных иерархий и взаимосвязей предметы и символы осыпаются, как старая штукатурка или чужая мертвая плоть с космического паразита из западного видеофильма, и происходит инсайт, ради которого и городился весь огород. Автор, а вместе с ним и читатель, если он согласился играть в предложенную автором игру, вдруг, пусть и ненадолго, ощущает то неопределимое поразительное и значимое┘ Как правило, это возникает на последних строчках текста. Конкретный прием здесь вычленить невозможно. Да его и нет. Просто автор убрал все лишнее, а лишним было "все". А что осталось? Смотрите сами. "┘Сохраните меня сохраните / Там где белый архангел повис / И висит не снимается падла / И висит и висит и висит".

Разумеется этот вырванный из текста отрывок здесь работает хуже, чем на присущем ему месте, однако работает. Продолжает двигаться, как оторванная ребенком нога насекомого, или тело утопленницы, погружающееся все глубже в плотные глубины слоистого океана.

Все мы любим поэзию. Странно представить себе человека, который при общем равнодушии к поэзии дочитал до этого места этот мой текст. Однако поэзия внутри делится на собственно самого поэта, а если точнее на созданный им образ самого себя и на собственно поэтические тексты. О текстах было сказано много, поговорим о поэте. Кто это женское существо, нашедшее невесть что и приглашающее нас этим невесть чем полюбоваться?

Вырисовывается опять же двойственная природа этого персонажа.

С одной стороны. Это наша современница. Молодая женщина - житель крупного города. Не слишком адаптированная социально, чуть маргинальная. Она любит бравировать и выпендриваться. Любит современную музыку, вызывающую одежду и манеру поведения. Несколько чрезмерно чувствительная, болезненно воспринимающая агрессию среды обитания. Склонная к выспренним монологам. Немножко взбалмошная. В меру разочарованная в жизни. В меру циничная и очень как-то по-детски трогательная и лиричная. Любит порассуждать о всяком непонятном. Что уж греха таить, любит выпить и все такое. С такой подругой не очень уютно в тайге, зато весело и прикольно на дискотеке.

С другой стороны. Это пифия. Это колдунья. Не случайно изложенный мной на свой страх и риск ее метод конструировать текст так напоминает не то какие-то буддийские, скорее даже дзеновские, практики, не то Элиаде-Кастанедовские шаманские штуки. Причем колдунья эта не послушница герметического культа и не преподавательница в Хогвартсе. Это скорей полубезумная, в лохмотьях и жутковатой раскраске шаманка какого-нибудь маленького, в меру дикого и очень воинственного племени. В ней нет "просвещенной мудрости" и покоя всезнания, она неистова, агрессивна, любопытна и крайне аутична. Ее наитья сбивчивы и путаны, предсказанья почти не поддаются прочтенью, но зато она умеет делать из сосновой хвои, собственных волос и зубов обожаемого вождя очень симпатичные и изумительно действенные объекты, всякие ладанки, талисманы и вудуобразные человеческие фигурки. Чтобы вызвать дождь, она обнажается и бьется в припадке, а чтобы привлечь к племени победу в бою, раздирает соски ногтями.

В каких же ситуациях "Цветочки" могут оказаться полезны?

Ситуация 1. Во время длительной поездки в городском транспорте или в поезде дальнего следования извлеките "Цветочки", откройте их на случайной странице и, стараясь глубоко не погружаться в текст, читайте стихи, поглядывая на окружающих. Результатом может явиться как элементарный трансцендентный кайф, так и хорошие знакомства.

Ситуация 2. Если перед вами вдруг встала задача, требующая мощного креативного рывка, как-то: взятие интеграла, прохождение уровня компьютерной игры, разведение по углам повздоривших друзей, поиск средств к существованию или места для ночевки, необходимость собрать разобранный из любопытства японский примус и т.д., откройте "Цветочки" на странице, соответствующей одному из коэффициентов интеграла, любой цифре в маркировке примуса или же среднему арифметическому возраста повздоривших друзей. С девяностопроцентной вероятностью в тексте вы найдете подсказку.

Ситуация 3. Если у вас образовался совершенно свободный вечер в компании из 6-9 друзей, а ассортимент доступных развлечений исчерпан, достаньте "Цветочки", потушите свет, зажгите восковую свечу. Не лишним окажется скромный набор предметов силы (швейные иголки, сухая кроличья лапка, крысиный хвост, несколько дохлых пауков или же простой человеческий череп). Карты таро или хрустальные шары использовать не рекомендуется. Будут не в тему. Читайте тексты из "Цветочков" по очереди вслух, стараясь минимально их интонировать, запинаясь в знаковых местах и коверкая ударения. Продолжайте чтения до наступления коллективного сатори или до появленья инфернальных сущностей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1417
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
896
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
638
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
882

Другие новости