Великие некроманты и обыкновенные чародеи. - СПб.: Азбука-классика, 2004, 224 с.
Послания из вымышленного царства. - СПб.: Азбука-классика, 2004, 224 с.
Обе книги вышли в серии "Азбука Средневековья". Название серии заслуживает отдельного внимания. Безусловно, в нем содержится нормальная лесть в адрес читателей. Однако степень блистательного неведения подавляющего большинства россиян в отношении Средневековья не то что западноевропейского, но и отечественного слишком велика, чтобы эти книги можно было почитывать в метро по пути на службу.
К "Посланиям из вымышленного царства" у нас все же есть некоторый подступ - известная книга Льва Гумилева "В поисках вымышленного царства" и роман Умберто Эко "Баудолино", где легенда о восточном христианском царстве пресвитера Иоанна ("попа Ивана" русских апокрифов) служит предметом научного рассмотрения и сюжетообразующим элементом.
Известны в русском филологическом обиходе и "Книга о разнообразии мира" Марко Поло, и сочинение Косьмы Индикоплова, и, наконец, самый нашумевший в истории России отчет о бизнес-командировке - "Хожение за три моря" тверичанина Афанасия Никитина. А вот перед "Книгой о жизни Вергилия", "Историей монаха Бэкона", "Жизнью Роберта Дьявола" и "Историей брата Раша" почти все (кроме заядлых спецов) вынужденно склонят головы. По незнакомству-с.
Разрыв культурных связей и временное гуманитарное одичание раннесредневековой Европы, вплоть до эпохи крестовых походов знакомой лишь с частью эллинских и римских источников (для Данте, к примеру, Гомер был новым именем), могли бы не иметь места в Древнерусском и Московском государствах, не прерывавших контактов с Византией. Но сказались великий раскол церквей и духовный карантин против "рымской ереси". Кое-что, конечно, просачивалось, но - негусто. Возможность наверстать негустоту появилась только сейчас, во время неблагоприятное: средневековые тексты - это такой "отстой"┘
Тем не менее прелестная аура средневековых небывальщин и "наидостовернейших" описаний чужих земель, где водятся "люди с песьими головами", сохраняется до сих пор. Нужно лишь приложить некоторое усилие, чтобы пробиться через скорлупку архаичности к наивной свежести и непосредственности старинных россказней о колдуне-чернокнижнике Вергилии (ни в чем не повинном авторе "Энеиды"). О вымышленном Роберте Дьяволе, который сперва проставил галочки против всех статей современного ему Уголовного кодекса, а потом получил отпущение грехов и стал благочестивейшим мужем. О брате Раше, обыкновенном жителе ада, которого дьявольская братва заслала в монастырь с подрывными целями.
Легенда же о царстве пресвитера Иоанна в мироощущении тогдашних европейцев служила компенсаторным мифом. К XIII веку были забыты ужасы падения Рима и нашествия гуннов, зато хорошо помнились нашествие арабов, едва не захвативших кусок империи Карла Великого, и начали доходить с Востока слухи о появлении каких-то турок-сельджуков, угрожающих Константинополю. Тем приятнее было считать, что далеко на Востоке живет и благоденствует великая христианская империя, правит которой "пресвитер Иоанн, сила и доблесть Божия и Господа нашего Иисуса Христа, царь царствущих и повелитель повелевающих┘".