Константин Кедров. СТИхи РАЙского ТЕла. - М.: Изд. В.Гоппе, 2004, 16 с.
Всеволод Некрасов. Стихи про одного пса. - М.: Изд. В.Гоппе, 2004, 20 с.
Книжки, сделанные Владимиром Гоппе, не вполне книжки. Они и игрушки, и открытки, и сувениры, и кунсштюки. Тиражная политика ("25 нумерованных экземпляров, подписанных автором" - такова обычная практика) тому тоже немало способствует.
Так что ни сборник Кедрова, ни сборник Всеволода Некрасова вы, по всей видимости, нигде и никогда не увидите.
Но ведь раньше только так и было. Но ведь художники только так и делают. Издания Гоппе, конечно же, и оформлены соответствующим образом - цветные иллюстрации издателя, в книжке Кедрова - и вовсе аппликации. Коллажи, вклейки, стихотворные и рисованные автографы. Да, не для чтения - для дарения, экспонирования где-нибудь, но ведь все, судя по всему, как раз к тому и идет.
Время Гутенберга кончилось: сейчас если не интернет, то принтер. А у Гоппе - назло, видимо! - "высокая печать". Ну кто сейчас знает, чем отличается печать офсетная от высокой? 100 человек на всю Российскую Федерацию. Давно пора в Красную книгу.
Наверное, сборники Кедрова и Некрасова - поэтов более чем известных и заслуженных - и есть такие Красные книги.
О стихах даже говорить немного странно, но ведь они есть, есть же слова на страничках! И еще какие. "Пес / Завыл. / Чего / Завыл? / Пес завыл. / Чего - / Забыл. / И забыл, / Чего завыл. / И забыл, / Чего забыл" (Вс. Некрасов, "Стихи про одного пса").
Кедров. Маленькая поэма "Холин". "Холин входит в райский холл / Вдох и выдох - райский хор / Голос Холина в раю / мать твою и мать свою / Время жить и умирать / твою смерть и твою мать / Разбивает неба твердь / твою мать и твою смерть / Холин бездны на краю / Бездна Холина в раю┘"
А примечание авторское? "Автор, - пишет автор, - обычно избегает ненормативной лексики, но И.Холин считал, что в поэзии она необходима". Господи, какая непосредственность, даже лицо Кедрова как будто видно, - такое живое примечание.
А знаете, что считает Константин Кедров ненормативной лексикой? "А Холин лихо / хилял / вихрем / и хером┘" Нет, и впрямь - пора нас всех в Красную книгу.
Для поэзии она - необходима.
Точно так же, как и игрушки - для детей и поэтов. Мягкие игрушки для детей. И "высокая печать" с цветными картинками и аппликациями - для пожилых поэтов. Как там у Ежи Леца? Поэты, что дети: когда сидят за столом, не достают ногами до земли.
И каждый экземпляр - уникален.
И забыл, чего забыл.
Телепередача такая. "Чтобы помнили". Чтобы помнили.