Юрий Калмыков. Повеситься в раю. - Б/г, б/изд., 2004, 224 с.
Известно, что в начале христианской эры среди христианских общин царил разброд. Сотни мало-мальски грамотных посвященных норовили лично истолковать слухи о явлении богочеловека, написать свое Евангелие. Канонизация творений Матфея, Марка, Луки и Иоанна не особенно помогла. Постоянное появление ересей и сект тоже попытки истолкования. Затем за дело взялись писатели. А потом еще и кинематографисты. Иногда кажется, что маниакально-упорная двухтысячелетняя разработка одной темы Христа - это что-то типа изобретения вечного двигателя. Его явление принципиально непознаваемо, как непознаваемо существование после смерти, как недоказуемо существование Бога.
У не слишком серьезного, как поначалу кажется, писателя-апокрифиста Юрия Калмыкова, впрочем, есть такое доказательство, подлежащее математически точному измерению.
"Все молчали, но тут Станислав заговорил тихим и приятным голосом:
- Я прошу прощения, может быть, я некстати вмешиваюсь в разговор, господин Иисус Христос, но, слушая вас сегодня, я ни разу не услышал от вас слова "Бог". Это ведь, согласитесь, несколько странно для Иисуса Христа. Поэтому у меня к вам, я думаю, совершенно законно возник вопрос: "А есть ли Бог?" Прошу разъяснить, если это, конечно, вас не затруднит.
- Нет, меня это не затруднит. Вы, кажется, финансист?
- Да, я финансист. Я занимаюсь финансами┘
- И, как все финансисты, вы ничего не делаете просто так. Я готов ответить вам на ваш вопрос. Мой ответ будет стоить пять тысяч долларов.
- Как!!! - Станислав прямо подпрыгнул с кровати. - Пять тысяч долларов?! За ответ на вопрос "Есть ли Бог?" И от кого я слышу это?! От Иисуса Христа?!
- Стопроцентная предоплата. Наличными. Ответ эксклюзивный, устный, только для вас┘"
Пришествие Спасителя в апокрифе Калмыкова происходит в самом подходящем для этого месте - дурдоме. Несколько симпатичных персонажей пациентов, вполне готовых к восприятию проповеди. Пророк Дядя Ваня с видениями. Посланник нечистых сил Долговязый с ручной мухой. Врачи и жены пациентов. И Христос, ко всем благожелательный, дающий мудрые советы, исцеляющий и собирающий толпы поклонников. Неторопливый, еле заметный сюжет, прячущийся между монологами действующих лиц и притчами, которыми они изъясняются. Хотя иногда и анекдотами.
Автор этого очевидно антицерковного, антидогматического и совершенно нехудожественного романа претендует на донесение людям истины. Иногда тривиальной, как в выступлении пророка дяди Вани о том, что миром правят дебилы и дебильной рекламой, дебильной культурой загоняют человечество в какой-то адский тупик. Иногда истина выглядит привлекательной, как идея героини Эллы, своего рода Магдалины данного пришествия, о том, что мир спасет светлый, радостный, тантрический коллективный секс. Но в любом случае, все слова, вкладываемые автором в уста обновленного Иисуса Христа, выглядят как истина, к которой следует прислушаться.
И это ощущение никуда не пропадает. Хотя в конце у Калмыкова и появляется запоздалое движение сюжета с хорошим финалом, с мыслью о том, что если в раю есть движение времени, то лучшим пожеланием в блаженной жизни будет пожелание повеситься.
Особенно же интересно предположить вот что. Раз мы имеем евангелический апокриф, пусть даже ироничный и талантливый, то авторскую истину в виде книги кто-то должен поддерживать. Ну друзья и родственники, которым автор выражает письменную благодарность. Но почему на титуле не обозначено издательство? Даже если напечатано за свой счет. Зато обозначена типография, относящаяся к Управлению делами президента РФ. Может, это все неспроста? Может, там уже и насчет второго пришествия все решено и одобрено? Стоит задуматься.