Джон Бэнвилл. Затмение: Роман. - М.: ЭКСМО, 2004, 320 с.
Роман ирландца Джона Бэнвилла (р. 1945) "Затмение" - история одного актера.
Его жизнь - истеричка-жена, больная с рождения дочь, постоянное преследование призраков из детства, не слишком удачные походы к психотерапевту... Это не болезнь и не фобия, просто даже каскад успешно сыгранных ролей - Эдип, Агамемнон, Ричард III - не смог прикрыть вечного амплуа. Амплуа замкнутого в себе пятидесятилетнего подростка, склонного к депрессии, онанизму, жалким попыткам найти себя самого в бесконечных воспоминаниях, упоениям в обреченных мечтах: "Я поймаю себя с поличным на игре в жизнь: в одиночестве, без единого зрителя, я перестану быть актером и научусь просто быть".
"Затмение" - роман-откровение. Мысли и воспоминания героя очерчены "нулевым" сюжетом: актерская карьера закончена и семейные проблемы заставляют его остаться в одиночестве и обо всем подумать. Лучшего места, чем заброшенный дом, в котором в свое время один за другим умерли отец и мать героя, подобрать сложно.
На обложке, правда, к роману добавлено определение "гипнотический". Да, пожалуй, работа Бэнвилла не лишена и этого. Бесконечные повороты сюжета на месте, убаюкивающее повествование: обрывки фраз, сны детства. Пластмассовая курица. Пластмассовое яйцо внутри нее. А вокруг - тени незнакомых людей (ролей?), бледная домработница, отключенный телефон, ходики в гостиной, "грустно-комичные" чайки за окном┘ Что это, если не гипноз? Разве что неудачная постановка заранее предрешенной драмы. Драмы одного актера.
Забыл уточнить - бывшего актера: "Похожие состояния описывают те, кто пережил сердечный приступ; кажется, что я одновременно стою на сцене и наблюдаю за собой сверху, откуда-то с колосников. Нет ничего более страшного в театре, чем актерский ступор".