Алексей Слаповский. Участок. - М.: ЭКСМО, 2004, 576 с.
По сложившейся уже традиции книги, ставшие основой для всякого рода сериалов, с выходом не медлят. Еще недавно за работой участкового Кравцова (Безрукова) и его верного пса Цезаря страна следила по экранам телевизора, а сегодня может раскрывать преступление за преступлением, торопливо перелистывая страницы в метро.
Нельзя отрицать, однако, что книга в выгодную сторону отличается от одноименного сериала. Конечно, не сюжетом. Кравцов все так же, пользуясь своей специфической дедукцией (дедукцией "с русскою душою"), распутывает мудреные сельские дела вроде кражи проводов из цветных металлов или отравления целой партии самогона, верша покой и порядок. Не столько, кстати, по закону, сколько по совести. Так, ликвидируя несуразицы деревенской жизни, неподкупный и принципиальный Кравцов по ниточке собирает информацию о главном преступлении - таинственном исчезновении предыдущего участкового Кублакова, новые обстоятельства которого читатель находит на протяжении всех текущих глав.
Книга вообще в этом плане написана очень демократично (читай - доступно). Начался момент, важный для главного дела, - он заботливо выделен полужирным шрифтом, чтобы невнимательный читатель случайно не пропустил зацепку. В конце каждой главы - еще одна подсказка, тоже заботливо отмеченная: "ЭТО МОЖЕТ СТАТЬ ОЧЕРЕДНЫМ ЗВЕНОМ В РАССЛЕДОВАНИИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ГИБЕЛИ КУБЛАКОВА". Вроде как: "Бди! Разгадка не за горами".
Но эта форма "детектива для самых маленьких" нужна автору не для того, чтобы обидеть (пусть даже недалеких) читателей. Книга тем и отличается от сериала, что в ней детектив вовсе не стоит во главе угла. Как раз наоборот. Пока идет речь о преступлении и его раскрытии, Алексей Слаповский предельно схематичен. Преступление, мотивы, детали, допрос свидетелей, неизменный ложный след, а потом щедрый на выводы участковый поясняет, как было на самом деле. Но как только речь заходит о "декорациях" - самой деревне Анисовке, - автор раскрывает свою настоящую слабость и оставляет место для, как это принято говорить, художественной литературы.
Мир незатейливой русской глубинки с ее традициями, психологией, собственной системой оценок "правых" и "виноватых" интересует автора куда больше мира дедуктивных норм. О каждом персонаже заботливо сложено несколько биографических историй, с соком обрисован каждый двор - от обстановки комнат до покосившегося плетня. Слаповский с участием уточняет личные симпатии своих персонажей, деликатно отмечая смену их интересов. Это подтверждает и само признание автора, звучащее аккурат в середине книги: "...у нас все-таки не детектив, а эпизод, связанный с жизнью Анисовки, которая нам интереснее всего..."
Анисовка Слаповского выходит такой специфической Обломовкой. Я бы даже сказал, Обломовкой наоборот, где взамен ее фатальной флегматичности дается ее невиданный динамизм. И многочисленные преступления, использованные в первую очередь в телевизионной версии, являются лишь следствием этого безудержного динамизма - постоянного движения и изобретательности ее жителей. Да и сам тон описания событий вокруг и внутри Анисовки является таким залихватско-бойким, что больше походит на какой-нибудь из монологов Евдокимова. Правда, если это и достоинство, то весьма сомнительное.
Широко разрекламированный и вынесенный на обложку факт наличия в книге совершенно оригинальной, не вошедшей в фильм тринадцатой главы, едва ли привлечет к ней любителей детективов и главного героя - участкового Кравцова, который, несомненно, должен ассоциироваться с исполнившим его роль Сергеем Безруковым. Потому как Кравцова в ней нет (ее название "Участок без участкового"), да и преступление там тоже - чисто формальное. Ее можно считать эпилогом. Эпилог неутешителен - Анисовка всерьез запила. А кто-то стал писать мемуары.