Кобыла посмотрела на ямщика через плечо и заржала нечеловеческим голосом...
Школьное сочинение ХХI века
Моя подруга, профессор МГУ, прислала мне на днях по имэйлу та-а-акие перлы (она файл так и назвала "Перлы") из выпускных и вступительных сочинений, что я сначала дико смеялась, а потом глубоко призадумалась. Стоит ли писателю апеллировать к так называемым массам, если они вообще изначально не способны к художественному восприятию и анализу? И не просто не способны, а еще и охотно искажают чужое, во вдохновенных муках рожденное слово? И не есть ли среднестатистический выпускник российской школы типичнейший представитель такового большинства? А что - юный, так оно тем типичнее, и энергичнее, и непосредственнее┘ Но не будем голословными.
По теме "Любовная лирика Сергея Есенина" один из абитуриентов высказался четко: "Каждый считает своим долгом сказать свое слово о любви. Кто-то пишет песни, кто-то стихи, а кто-то на заборе, но все должны хоть один раз попробовать┘" Он же отметил не без резона: "Каждый человек должен испытать истинную страсть, и только после этого становится ясно, кто вверху, кто внизу". А? Серьезное наблюдение сделано и в другом сочинении: "Между Есениным и Советской властью образовалась большая промежность┘" Устами младенца глаголет истина!
Вообще среди перлов большая часть окрашена подростковой эротикой читателя: "Пушкин страстно восхищается женскими ножками. Это неудивительно, так как каждый мужчина делает предметом своего обожания какую-нибудь часть женского тела. Для одних это плечики, для других грудь, а для Пушкина - ножки┘" Другой пример: "Любил ли Обломов Ольгу? Да, но как-то по-русски, лежа, вяло и недолго┘" Сексопатологи, да и только.
Вот и тургеневский роман "Отцы и дети" по-прежнему волнует незрелые умы, души и тела: "Базаров быстро овладел дамой┘" И далее фразы из разных работ на одну, тургеневскую, тему. "Умирая от лихорадки, которой он заразился по неосторожности от мертвого мужика, когда производил ему вскрытие, Одинцова навещает его┘ В результате в романе складывается своего рода лесенка: Катя-Аркадий-Одинцова-Базаров┘ Базаров сначала воспринимал Одинцову как объект┘ Через тему любви Тургенев раскрыл характеры своих героев - умертвил одних, а другим даровал счастье"! Кайф, да?
Многие фразы из выпускных и вступительных трактатов писаны ненароком в ключе нашего местного (настаиваю: провинциального) постмодернизма, что наводит меня на мысль о его, российского постмодернизма, народности и самой что ни на есть школьной органике. Например - опять из сочинения: "Онегин ехал к своему умирающему дяде, приезжает и говорит: "Скажи-ка дядя, ведь недаром, / Москва, спаленная пожаром..." А чего, сдвинутая цитатность, веселая вторичность, ненатужный стеб. Как говорится, снова двойка - и ура! Или вот еще: "Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества". Игра слов - ненатужный юмор. А один юноша-абитуриент в сочинении о Блоке вывернул цитату прямо-таки постмодернистски рекордно: "В белых тапочках из роз / впереди Иисус Христос"!
Некоторые перлы именно в силу своей глупости вдруг взрезают ткань привычного восприятия и обнажают перед нами истинный нерв великого текста. Никто из шекспироведов или поэтов, писавших вариации на полях "Гамлета", не высказал такого существенного парадокса: "Гамлет сумел притвориться умалишенным, а Офелия не сумела". Точно так же не является ли следующая фраза ключом к гоголевским метафизическим поискам: "В Италии Гоголь отдыхал от ревизора"?
Один из перлов вообще вогнал меня в депрессию, натолкнув на самокритичные мысли о связи любых творческих порывов с психической хворью: "Знакомясь с творчеством Маяковского, понимаешь, что он сумасшедший. Потому что только больной человек может замаскировать свой бред под творчество" - так пишет абитуриент МГУ, с коим кто-то ведь дипломированный уже занимался, литературу штудировал, задания на дом давал, проверял, беседовал┘ Поневоле, отхохотав, загрустишь.
И все же да здравствует литература в школе и после - несмотря ни на что и вопреки всему!