Колин Макиннес. Абсолютные новички: Роман / Пер. с англ. И.Миллера. - М.: Изд-во "ЭКСМО", 2004, 256 с. (Серия "Конец света")
В конце 50-х, когда в Америке уже вовсю хозяйничали битники, в Лондоне тоже не скучали - кроме тэдди-бойз (хулиганы на мотороллерах) и рьюдиз (выходцы с Ямайки, любители ска) набирало обороты движение модов - стиляг (однотонные зауженные костюмы), клубных тусовщиков и меломанов (модерн-джаз, ритм-энд-блюз), вдохновивших впоследствии не только The Who и The Jam, но и Oasis с Blur. Не обошлось и без социальных потрясений - летом 1958 на улицах начиналась настоящая война, громили дома цветных иммигрантов. Журналист Макиннес посвятил "свингующему" Лондону тех лет целую трилогию (1957-1960), но прославила его именно вторая часть - роман "Новички". Книга стала культовой, считалась этаким британским ответом Сэлинджеру с его "Над пропастью во ржи", а сам герой стал образцом для подражания модов. В 80-х по мотивам "Новичков" был снят фильм, не слишком удачный, но зато на вторых ролях в нем снялись Дэвид Боуи, Рэй Дэвис и Шаде.
18-летний герой книги, подрабатывающий продажей порноснимков собственного изготовления, кажется сначала редкостным снобом: к его наряду не придерешься, на гламурные вечеринки его еле затащишь, кино он вовсе не смотрит ("потому что Сохо и есть кино"), а алкоголь и сигареты для него не существуют ("весь нужный кайф я получаю от самого себя"). Не существуют для него и те, кто старше двадцати: если он и снизойдет до ответа этим потерянным для жизни людям, будь то его родители, крутой бизнесмен или известный продюсер, он скорее всего прочтет лекцию об английской экономике или просветит их, как им следует жить. Джаз-клубы, фотосессии на лондонских мостах и чай с друзьями, голубым сутенером и лесбиянкой, любительницей кактусов, - все это до тех пор, пока он не узнает о том, что его девушка выходит замуж за богатого папика. Тут герой полностью теряет голову, снобизма его как не бывало, но это еще полбеды - его отец смертельно болен┘ А в довершение всего эти беспорядки на улицах - герой не узнает свой собственный район, его черным друзьям опасно выходить на улицу, а некоторые из его приятелей оказываются не прочь примкнуть к погромщикам┘ С этим герой уже не может смириться - он выходит на улицы сражаться на стороне черных┘
Эта книга, трогательная и снобистская, нервная и холодноватая, а еще на редкость чуткая не только к духу времени, но и к тому загадочному явлению, что зовется психологией подростка, опоздала, увы, дважды: и переводить ее надо было гораздо раньше, и читать тогда, когда читают обычно Сэлинджера. Однако не поздно и сейчас - хотя бы для того, чтобы узнать, из чьей шинели вышли прочие недоросли английской литературы - "Новенький" Уильяма Сатклиффа и Адриан Моул Сью Таунсенд.