0
803
Газета Проза, периодика Интернет-версия

24.06.2004 00:00:00

Всемирный водопроводчик

Тэги: риверсайд, вуди аллен


Когда я увидел в оглавлении июльской "Иностранки" пьесу "Риверсайд-драйв" Вуди Аллена, настроение сразу поднялось. По определению не может быть плохим номер, в котором есть этот автор. Он не может быть скучным, банальным, тупым, потому что не таков Вуди Аллен.

Аллен - гений абсурда. А по совместительству - актер, режиссер и шутник. У нас вышли всего две его нетолстые книги ("Записки городского невротика" и "Шутки Господа"), но, судя по публикации "Иностранной литературы", в загашниках городского невротика есть еще чем поживиться и переводчику, и читателю. Кстати, в Театре им. Моссовета поставили гомерически смешную пьесу Аллена "Бог". В главной роли - антикиллер Гоша Куценко. Так что у зрителей тоже хорошие перспективы.

Итак, "Риверсайд". Сюжет, как всегда у Аллена, - смесь анекдота с диагнозом. Нью-Йорк. К преуспевающему сценаристу Джиму Свейну подваливает городской сумасшедший. Говорит, что Джим украл у него идею фильма. Подробно рассказывает о себе и философствует. В его уста Аллен вкладывает свои собственные воззрения: "Маниакальная склонность к логике - удел ограниченных умов". А как насчет тяги к абсурду? С этим тоже полный порядок. Вот, например, сценарий рекламы, который сочинил алленовский сумасшедший:

"Публичный дом. Восемь шлюх ждут посетителей. Заходит клиент. Придирчиво осматривает каждую, бракует всех по очереди, идет к вешалке и берет стойку для зонтиков. С этой стойкой удаляется по коридору, затем ложится с ней в кровать и яростно ею овладевает. Конец эпизода. Следующий кадр: мы видим его за рулем "фольксвагена" модели "жук", и идет надпись: "фольксваген" для тех, у кого изысканный вкус".

Из подобных скетчей и состоит творчество Вуди Аллена. Цитирую еще один для полноты картины:

"Девушка приводит хахаля знакомиться с предками: мамуля, папуля, это Макс, у него небольшой маниакально-депрессивный психоз. Можешь себе представить: единственное дитя собирается замуж за психа, который по понедельникам будет прыгать с крыши Крайслер-билдинг, а по вторникам скупать все подряд в "Блуминдейле". Но скажи она "знакомьтесь, это Макс, у него биполярное расстройство" - и это уже звучит почти героически. Перед нами отважный полярник".

Так, с шутками-прибаутками, исследует Аллен городской невроз - чуму нашего времени. Раздвоенность между хаосом и порядком, устойчивостью и мобильностью, собой и миром вокруг. Она преследует интеллигента, упакованного в свою субкультуру и вздрагивающего от порывов ветра снаружи. Типично городская болезнь. Ну и что, что Аллен описывает Нью-Йорк! Как будто в Москве человек устроен иначе...

Помимо "Риверсайда" в июльской "Иностранке" присутствуют: Меир Шалав ("В доме своем в пустыне"), Яна Симон ("Ведь мы другие"), Томас Вульф ("О времени и о реке"), Александр Генис ("Самураи на экране").

Шалав (не путать с шалавой), на мой взгляд, мало чем отличается от традиционной израильской прозы. Стиль - где-то между Бальзаком и Пятикнижием. Сюжет - описание детства и дальнейшей семейной жизни. Самое выразительное, пожалуй, - спор героя с бригадиром из технадзора: "Посмотри, как тут все разворочено, и ответь мне, существует Бог или нет? - Даже если Он существует, Вакнин, эти наши скважины и трубы Его не интересуют. - Не интересуют? Судя по тому, что здесь произошло прошлой ночью, они Его еще как интересуют! - И это твой Бог, Вакнин? Всемирный водопроводчик?" Иными словами, Бог не фраер, как говорят советские зэки.

Яна Симон - немецкая журналистка. Это ее первый роман. В нем - любовь и политика во времена, когда Германия еще не была единой.

Дальше - Вульф с продолжением знаменитого романа "Взгляни на дом свой, Ангел". Тот же герой, примерно та же эпоха. Молодой американец едет в Европу, чтобы стать там великим писателем. Этот путь прошли Хемингуэй, Фицджеральд и Дос-Пасос. Лишнее доказательство того, как общая судьба литературного поколения по-разному преломляется в прозе.

И наконец, Генис со своим эссе об американском вестерне "Последний самурай". Из более чем среднего фильма он умудряется вывести фундаментальные рассуждения о Японии XIX века, самурайстве и дзен-буддизме. Отметим исторические экскурсы и изысканный стиль: "Труднее всего расставались с привычками оставшиеся без работы самураи. Иногда они нанимались кондукторами в трамваи, где им поначалу разрешали носить привычные мечи". Не дай бог встретить такого по дороге домой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1744
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1091
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
792
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1073

Другие новости