Денежкина и Ко. Антология прозы двадцатилетних. - СПб.: Лимбус-Пресс, 2003, 528 с.
Денежкину жалко. В последнее время как по ее книге, так и по ней лично не проехался только ленивый. В общем-то, несправедливо, потому что если кто-то и не может оценить ее прозы (действительно талантливой, между прочим, не верите - перечитайте главу "Song for lovers" из "Дай мне!"), то уж с ее замашками рок-звезды в зените славы должен был бы смириться. Потому как она и есть, по сути, рок-звезда - интервью, светские тусовки, мировое турне по тем странам, где переводят ее книгу, и т.д. Собственно, литература здесь уже не важна. Важен проект, тренд, имя. В подтверждение этому вышла эта книга с логотипом Денежкиной на обложке - как майка с физиономией какого-нибудь рокера.
Жанровый разброд сборника должен вроде бы впечатлять. Тут и road-story Ника Лухминского "Мемуар двадцатилетнего", оказывающийся, правда, на поверку никаким не road, а просто story - про то, как закомплексованный и амбициозный провинциал покоряет Москву. Ну, смотавшись при этом пару раз "стопом", о чем он и рассказывает, вымучивая сюжет, шутки, самоиронию и все остальное. Перевозка наркотиков, обдуривание кавказцев, укрывательство от армии - все модные сюжеты, все как полагается. Ну и трогательная безответная любовь циника-героя к своей прекрасной Маше - почти как у Бегбедера в "Каникулах в коме". Есть и "производственная проза" - повесть Ирины Табуновой "Заочная красавица", по-журналистски точно и едко задокументированное повествование о работе в фирме "секса по телефону", о том, например, как, сочиняя очередному "отклонисту" сочный "групповик", героиня в это время сражается с мухами на своем рабочем месте. Истории, которые она сочиняет, действительно жесткое порно, шутки, которые травит девушке за соседним столиком, действительно смешны, а за то, что выдала все устройство такого бизнеса, фирмы должны были бы ее как минимум выгнать - как того же Бегбедера после его "99 франков". Однако если у героини повести под рукой несколько продуманных вариантов для окончания разговора с любым клиентом, то для своей повести Табунова выбрала, пожалуй, худший - что-то из женских романов, в стиле фильма "Красотка" в лучшем случае.
Роман Лилии Ким "Аня Каренина" продолжает дело "Захарова" (он несколько лет назад любил издавать подобные "ремиксы" классики). Классику на этот раз "перемикшировали" в полную чернуху, дополненную для полного винегрета социальщиной (бедная Аня Каренина ютится в тесной квартире, ей нечего надеть) и школьным романом в стиле перестроечного журнала "Мы" (Аня завидует богатой подруге, влюблена в ее поклонника и т.д.). Ну и, конечно, геи, клубы, новые русские и т.д. - куда уж без них. Повесть Анны Сергиевской "Муравейник. Столкновение с вечностью" проходила, видимо, под знаком модной пару лет назад "альтернативной прозы", к тому же остро-социальной и уж совсем на злобу дня (группа "2 пацанки", движение "Поющие вместе", Всемирная война 10-го Рима с невидимой угрозой и т.д.). Получилось в результате настолько альтернативно, что пересказать сюжет представляется вряд ли возможным - и не столь уж необходимым. А в качестве bonus track"а ко всему этому изобилию - рассказ самой Денежкиной. Видимо, остались черновики от прошлой книги - целых четыре страницы.
Всю эту подростковую, социальную и модную прозу без тени пресловутого психологизма, не говоря уже о метафизике (но зато с "Долли вдруг накинулась на Анну Аркадьевну и вцепилась ей в волосы. - Помогите! - Каренина-старшая заверещала, как свинья, так что у Ани уши заложило. Ее приперло мамашиным креслом к раковине. - Убью, сволочь!"), можно было б просто не заметить. Но не заметить не удается - издательство грозится выпустить книги всех участников антологии, "Аня Каренина" оказалась в "длинном списке" "Национального бестселлера", а сама Денежкина готовит новую книгу. А так эксплуатируя "торговую марку" Денежкиной, можно ее и скомпрометировать. Я и говорю, бедная Денежкина┘