Людмила Улицкая. Искренне ваш Шурик: Роман. - М.: ЭКСМО, 2004, 448 с. ISBN 5-699-05995-4
Наверное, слишком сильное сравнение, но не могу удержаться. В свое время именно так поступил Владимир Набоков. Написал порнографический роман про извращенца-педофила, а получилась великая литература.
Что сейчас больше всего читают в России? Если считать поименно, то Донцову, если по жанрам, то любовные романы. Вот Улицкая и написала самый настоящий любовный роман. С долей эротики, с долей сентиментальности, только без "ее грудь колыхалась, его глаза горели" и пр. Написала хорошо, вменяемым русским языком, который читать легко и приятно.
Сюжетно перед нами семейная сага. История одной семьи на протяжении почти века. Конец позапрошлого - купечество, благородные девицы, патриархальное и новомодное. И вплоть до последних десятилетий прошлого, но до перестройки. Может, для того, чтобы не вмешивать политику. Может, для того, чтобы неспешность, размытость и удаленность была естественной и равномерной. Такие романы писали и в прошлом, и в позапрошлом веках. Спокойное течение событий, герои (точнее, героини) сменяют друг друга плавно, нежно, душевно. Сюжетно душевно, фабула не рвется, а судьбы, понятное дело, ломаются.
До появления (буквального появления - рождения) главного героя, Шурика, перед нами пройдет целых две жизни, две судьбы - его бабушки и матери. Каждая из них - роман. Но изложенный коротко, хотя и революция, и репрессии, и война - все присутствует. Так вот, Шурик. Очень хороший мальчик. Полюбил славную девочку. Немного до 18 ему не хватало. Девочка с родителями уезжала в Израиль. У Шурика, конечно, к тому времени уже и женщина была (очень хорошая), да и за все последующие двенадцать лет будет их у него немало. Уехала Лилечка, жизнь и закрутила нашего Шурика. Закрутила по девочкам и женщинам. "Он ковырнул петельку, расстегнул пуговку. Свое дело он делал молча, Аллочка продолжала лепетать: - Ну почему? Почему так? Ты как мужчина в сто раз его лучше, и Катька тебя любит┘ Почему мне нужен только Женька? Почему? Этот вопрос ответа не требовал. Бедная дурочка, всем вам нужно одного┘"
Бог ты мой: ковырнул петельку, расстегнул пуговку. Вот и вся жизнь. Грустно, забавно и всех жалко. Да только ничего не поделаешь. И ведь Шурик - если отодвинуть книжку на два метра и на полчаса - тоже очень-очень хороший. Бегает, всем помогает, обо всех думает, всех жалеет - типичная Соня Мармеладова в брюках. Не обошлось без скелета - без самоубийства на почве неразделенной любви. Но виноват не Шурик, а все та же Лилечка. Приехала, поманила воспоминаниями, вот и не смог Шурик заскочить к женщине вовремя: пятая попытка "покончить счеты с жизнью" удалась.
Лилечка улетела, а для нее Шурик - старый, толстый и асексуальный. Хотя всего тридцать парню-то. Такая вот жестокая ирония. Хотя, уверен, большинство читательниц иронии не заметят вовсе, а будут честно плакать. И - слава богу. Конечно, катарсис не множественный, но многим ведь и такого не дано.
И еще одно. В романе один мужчина и много женщин. Но подлинная героиня одна - Москва. Столько топонимов! Так любовно они описаны. И старые, и новые. Тут, вероятно, кроется еще одна причина, почему повествование кончается началом 80-х: совсем Москва перестала Москвой быть в последнее время.
Только и остается: ковырнешь петельку, расстегнешь пуговку┘ И то хорошо.