Сергей Арутюнов. Апдейт: Стихи. - М: Русский двор, 2003, 112 с.
Новый - второй поэтический сборник Сергея Арутюнова, замысловато озаглавленный "Апдейт", похож на пьесу современного драматурга "новой волны". Внутри, как положено, развивается, психологически ширясь, герой, меняется лирический пейзаж, ритм, размер. Сугубо трагическое ощущение окружающего мира нет-нет да и собьется на сатирический и самоиронический лад, отчего у тебя, читающего, как-то светлеет на душе и просыпается доверие к молодому яркому поэту┘
Но все-таки - "новая волна". Потому что судьба у тридцатилетнего арутюновского героя - такую в реальности не прожить, да и на сцене не сыграть. Тут тебе и умение спрашивать эдаким Пастернаком: "Что там, за серпантином дней несметных? / Куда ни кину взгляд, все Ты, все Ты, / В огнях соборов и в снегах седых / Один лишь Ты, единый и бессмертный┘" Так, какое, милые, у нас тысячелетие на дворе?
Вообще поэта формирует эмоциональное напряжение. У Арутюнова оно проистекает из какой-то глубокой обиды на порядок вещей в мире. Обида плюс гордость плюс юношеский максимализм - гремучая смесь! Даже появляющаяся время от времени героиня не способна гармонизировать происходящее: "Осенняя тропа бесплодна. / Пестрящие листвою склоны / Дичатся перелетных стай. / Отстань┘" Отстань?! По крайней мере - честно. Нет у Арутюнова кокетства и лицемерия. Пишет человек страстно и искренне. А то, что тема любви дезавуирована┘ что ж. Не всякому поэту пристало идеализировать свою Изольду.
Иногда сквозь самостоятельность метафор и образов ощущаешь знакомую цитату: "Любви народной, мнений, толпищ / Гроши бренчащие взимал┘" Но эти неявные цитаты, как и заголовок сборника в целом, - творческая провокация. Жесткая и намеренная. За нею кроется не клад второго, третьего, десятого смысла, а всего лишь - техника игры с читателем. Шпажный выпад в сторону иного филолога, если угодно.
Казалось бы, нормальным ждать от "Апдейта" хоть какого-нибудь намека на гипертекст. Все, однако, ограничивается полиграфическими виньетками а-ля экран компьютера во время работы с Word"ом. Не надо этого. Лишнее. Стихи плохо сращиваются с чисто визуальными раздражителями. Тем более компьютерная тема в книге почти отсутствует. Должна быть у настоящего стихотворца одна фраза - его визитная карточка. У Арутюнова она есть. Находишь, медлишь и тихо грустишь: "Смятенных и слепых никто не любит┘" Правда-правда, не для всех такая доза прямоты, как у Сергея Арутюнова, выносима.