Леонид Юзефович. Казароза. Повесть
Докатились. В шорт-листе Букера - детектив. Да, стильный, да, "под старину". Но детектив. Не Донцова, конечно, в метро не стыдно читать, а все равно - детектив.
Сюжет вкратце таков. 1920год. Пермь. Белые ушли, пришли красные. На гастроли приезжает певица Казароза. Выступает в местном клубе эсперантистов. Прямо на сцене ее и убивают. Мировой заговор эсперантистов. Действие развивается параллельно в двух временах: в двадцатые, и в семидесятые.
Хороший роман? Безусловно. Достоин Букера? Более чем. Потому что кто сказал, что премию обязательно должен получить самый скучный роман самого неизвестного из авторов? Обычно, конечно, именно так и бывает, но здесь, думаю, было бы и честно, и справедливо вручить премию Леониду Юзефовичу.
И "по совокупности заслуг", да и за сам роман тоже. Пора, давно пора присуждать награды хорошо написанным текстам.
Ведь что ни говори, а, скажем, Акунин пишет хуже. Хотя работают они как бы на одном поле. Одного, так сказать, поля ягоды.
Но у Юзефовича не стилизация, а просто хорошо сделанная вещь. "Ни причастий, ни глагольных форм женского рода в эсперанто нет. Лежал или лежала, недвижим или недвижима - звучит одинаково. Важно, что со свинцом в груди..." Акунин, впрочем, не претендует на то, чтоб его считали писателем, довольствуется словом "беллетрист".
Юзефович - не беллетрист.
А что до жанра - так ведь и "Царь Эдип" - детектив.