Наталья Галкина. Вилла Рено. Роман.
Не знаю, не понимаю, что здесь хорошего. Но все равно: "Освальду снилась Прага в снегу". Вот такой же и весь роман. Очень красивый. Вычурный. Сложный, но не беспредельно.
Совершенно ленинградский. Но в хорошем смысле. То есть усложненность и "ленинградскость" не напрягают. А ведь написано довольно длинными, захлебывающимися предложениями. Стиль - не реалии, а лишь манера изложения - от Генри Миллера.
Реалии же тоже, разумеется, ленинградские. Кино, театр, литература и искусство, мистика, страшные сны. Настоящие воспоминания и поддельные. Доносы и воспоминания заказные. Пропавшие мемуары.
Разумеется, перед нами роман в романе. Точнее - монография-воспоминания-заметки на полях в романе. Лирические, точнее, интеллектуальные, отступления занимают, пожалуй что, добрую половину текста. Зато - интересны и сами по себе. Роман - грубоватый, непричесанный, полный мрачного юмора. Скорее мужской, чем женский.
Если премии Наталья Галкина не получит, то как раз за откровенно питерскую вязь. Между тем роман вполне заслуживает премии. Потому что "просто так" его вряд ли кто станет читать - не попса, и автор неведом, - а стоило бы.
Для того и придуманы, кстати, все литературные премии. Чтобы обратить внимание капризных, ленивых и нелюбопытных читателей на то, что, по мнению жюри, читательского внимания достойно.
Не знаю, как отнесется букеровское жюри к роману Галкиной. Я бы, например, дал ей премию. Но - если б не было других претендентов. Так что как ни крути, скорее всего она ничего не получит. И скорее всего зря.