Дарья Донцова. Записки безумной оптимистки: Автобиография. - М.: ЭКСМО, 2003, 320 с.
Стенания "хранителей высокой литературы" о засилье "всяких там Донцовых и Марининых" уже вызывают раздражение. В неудачниках всегда есть что-то смешное. Непонятна готовность, с которой люди в них записываются. Особенно те, кто прежде занимал некие позиции в сфере литературы советской, все эти завсегдатаи ресторана ЦДЛ и - рангом пониже - цэдээловского буфета.
Понятно, что они никогда не читали то, что критикуют, их "от этого тошнит". Их дело, конечно, но тогда, может, и не надо высказываться. Все-таки дело критика разобраться в происходящем "без гнева и пристрастия", а не расплескиваться на людях своими комплексами и жизненной неудачей. Всем плохо, но при чем тут "духовность"? С духовностью, между прочим, жить еще хуже, поскольку она не от мира сего. А то и духовности хочется, и ресторана ЦДЛ, и нового "Мерседеса" с дачей в Жуковке в придачу.
Если вспомним, то и в советское время миллионными тиражами выходили книги Анатолия Иванова и Георгия Маркова, а не тех, кого мы так любим, благо читаем мало и не всех подряд. Кто же они, "миллионщики" наших дней? Как становятся знаменитыми, читаемыми, богатыми? Что для этого нужно?
Автобиография Дарьи Донцовой едва ли не первая "история успеха" в этом ряду авторов новых русских бестселлеров. Что делает честь изобретательности автора. Не просто новые детективы в серии о Даше Васильевой. Не только экспансия на телеэкраны многосерийными экранизациями и на радио в качестве гостьи одних передач и ведущей - других. Но и книга рецептов "от Донцовой", а теперь вот "история Золушки", известная в кратком и конспективном изложении из многочисленных интервью Дарьи Донцовой в СМИ.
Счастливое аэропортовско-переделкинское детство дочки знаменитого писателя Аркадия Васильева, автора советского бестселлера "В час дня, ваше превосходительство". Домашнее знакомство с Чуковским, Катаевым, Лилей Брик. Но и тут не без потаенных интимно-семейных тайн, вроде разводов, женитьб, репрессий, службы в НКВД, умело завлекающих читателя.
Тайна напряженного повествования, удерживающего внимание, не дающего расслабиться и отставить книгу в сторону, - вот главный секрет удачливости "новых русских авторов". А этого никаким умом, начитанностью и духовностью не сымитируешь. Увы, это или есть, или нет.
Более того, есть биографии, сами складывающиеся как сюжет. Вот он. В 20 лет наступает крах безмятежного существования. Папа-писатель умирает, героиня остается на журналистские 60 рублей в месяц с младенцем на руках и с мамой и бабушкой на пенсиях. В далекой Сирии гадалка предсказывает все, что случится потом. А случится тебе, красавица, счастливый брак с молодым ученым, тяжелая болезнь, после которой будет и богатство, и слава, и долгая жизнь до 104 лет.
Историю про рак груди и то, как на грани жизни, смерти и галлюцинаций началось писательство, почти все мы знаем из тех или иных передач или публикаций в глянцевых журналах. Тут она рассказана подробно, с драйвом и, более того, с расчетом на целевую аудиторию - поучительно. А именно, рак груди, облучение, химиотерапия - это не конец жизни. Возможно, это только ее начало. Сохранять юмор, оптимизм, жить полной жизнью, никто не знает, как все сложится.
Домашнее хозяйство, готовка, любовь к детям и собакам, отношения с соседками, с подругами, с журналистами, со знаменитостями - у всего есть дополнительный импульс ненавязчивого урока нуждающимся в нем читательницам.
История вдруг обрушившейся славы, "рождения Даши Донцовой" тоже подана как вполне сказочная. Технология издательской раскрутки остается за кадром. Толпе фанатов не нужны запахи и чад пиаровской кухни. Вынесем за скобки это и мы. Довольно констатации того, что тьмы и тьмы читателей нуждаются в указке - кого и чего им сегодня читать.
Рынок разогрет, и надо не лениться, чтобы втемяшить им новую звезду. Но и та должна соответствовать ожиданиям. Все-таки на лбу сегодняшнего массового читателя написаны на только десять классов, но и высшее образование.