Мишель Рио. Мерлин. Моргана. Артур. / Пер. с фр. С.Никитина, Е.Мурашкинцевой. - М: Текст, 2003, 367 с.
Надо полагать, что уважаемый французский писатель Мишель Рио (р. 1945) сделал благое дело. Провел систематизацию эпического артуровского цикла и вывел из всего обилия материала среднее арифметическое. Беллетризировал знаменитый раннеанглийский эпос, написав три романа. В них излагаются события с точки зрения самых известных героев цикла: мудреца Мерлина, колдуньи Морганы и короля Артура. Иногда они рассматривают одни и те же события, глядя на них по-разному. Что в принципе интересно. Дополнил свой труд хронологической таблицей событий, привязав их к годам общепринятого летоисчисления, и картой Британии, на которой помечено, где конкретно жили коварные дурновары, а где - доверчивые дуротриги, где располагался Камелот и где остров Авалон.
При этом Мишель Рио в предисловии и послесловии честно признается в "возмутительно дерзком посягательстве и непозволительной вольности в обращении с легендами". А также в том, что многие события домыслил. То есть для истории мифологии, истории Англии французский писатель не сделал ничего особенного. Очевидно, он старался для читателя.
Впрочем, какой-то систематизацией, упорядочением этого вечно беспорядочного цикла занимались с самого начала его появления в письменном виде в VIII-IX веках - в трудах уэльсских анонимов и хрониста Ненния. Вообще же привычный традиционный облик мудрого и могучего христианского короля, облик благородных искателей приключений Артур и его рыцари Круглого стола приобрели в XII веке благодаря английскому хронисту Гальфриду Монмутскому. И уже тогда это делалось для удобства еще немногочисленных читателей.
Популярный эпический цикл вдохновлял и вдохновляет писателей, музыкантов, кинематографистов, производителей видеоигр и новых сортов пива на произведения по мотивам, по поводу, по образам и т.д. прославленного брэнда фирмы "Артур и компания". Людей творческих не останавливают даже поставившие (казалось бы) точку блистательные пародии на все это дело. Пародия Марка Твена "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура" и пародийный фильм группы "Монти пайтон" - "В поисках Святого Грааля".
Вот и Рио сподобился вдохновиться на волне популярности фэнтези на нечто по мотивам и поводу. Про людей отважных сердцем с мечом в одной руке и магическим жезлом в другой. Только в основе его трилогии не какие-нибудь выдуманные из головы Фродо и Сауроны, а исконные, выдуманные народом или реально существовавшие в истории фигуры.
Одно не радует. Пойдя по пути исторической реконструкции событий полуторатысячелетней давности, Рио тем не менее назвал свое сочинение философской сказкой. Максимально облегчив мистическую составляющую, автор утяжелил философскую. А это не забота о читателе, о его удобстве, а испытание его терпения. Разглагольствования Мерлина, сменяющие его рассуждения и уступающие место его резонерству, откровенно скучны. Говоря советским языком, автор не справился с материалом. Может быть, надо было брать пример со старшего товарища, покойного Марка Твена? Но все равно безответный, ископанный и истерзанный материал в лице Артура и Мерлина, Морганы и Вивианы, Ланселота и Гвиневеры ждет новых пытливых разработчиков.