Нина Краснова. Цветы запоздалые: Проза и стихи. - М.: Книжный сад, 2003, 384 с.
Нина Краснова удивительна, хотя удивлять не старается. Просто она естественна, как дикарка. Горожане, особенно столичные жители, скованы разными стереотипами поведения - целым набором условностей, ролей, масок. Потому непосредственная, как ребенок, Нина одних умиляет, других шокирует. Что до творчества, то редко можно встретить такое единство, я бы сказал - тождество автора и его произведений, как в данном случае. Душа нараспашку. Если к простодушной открытости Нины прибавить неуемную, ненасытную тягу к людям, знаниям, добру, то мы откроем главное свойство ее таланта: способность к росту, обретению опыта без утраты изначальной свежести, без умаления детской восторженности и веры в то, что жизнь прекрасна.
Нина Краснова взрослеет не взрослея - зря она назвала свою новую книгу "Цветы запоздалые", не к лицу ей элегическая томность. Свежая охапка цветов. Именно охапка и садовых цветов, и полевых, и трав, а не букет, тем более - не икебана. Пожалуй, самая объемная и емкая из всех изданий Нины (их восемь). Тут и проза, и литературные эссе, и стихи. Несомненное достоинство всей книги - она животрепещущая, совершенно свободная от какой-либо заданности и конъюнктуры. Нина воспринимает жизнь с таким острым заразительным любопытством, что это передается читателю даже тогда, когда она сообщает факты достаточно известные (например, в повествовании о первой поездке за рубеж - в Польшу). Она открывает мир заново. Она сама себе завидует. То же можно сказать и о "Москве рязанской". Особо стоит отметить ее эссе о Фатьянове и собственное открытие Тютчева, Нина не боится признаться, что поздно постигла поэта. И только она может так написать: "┘теперь буду читать только самых главных поэтов, классиков, которые являются гордостью русской и мировой литературы. Авось и подымусь вместе с ними на более высокий уровень в своем культурном развитии в своей собственной поэзии".
Сказано не без улыбки, но ручаюсь - чистосердечно! Молодые стихотворцы, берите с нее пример, пожалуйста! Не будьте снобами. Еще и еще раз подчеркиваю: пристальность и удаль, свежесть и безыскусственность прозы и поэзии Нины Красновой - это редкость. Она родилась свободной, и теперешняя свобода ей в самый раз. Правда, ее свобода чисто лирическая. Есть правдолюбы, борцы против зла - ориентированные на него. Нина не из их числа. Она, как подсолнух, поворачивается за солнцем. Потому неудивительно, что в обстоятельной, душевной повести о Польше Нина не видит болевых точек, рубцов, даже когда пишет о варшавском восстании 1944 года. Не знает (или не хочет знать), что Сталин запретил нашим войскам помогать полякам? Мог бы я отметить и слишком "примиренческие" отношения к совершенно разным личностям, но вправе ли я не считаться со свойством ее оптики? И все-таки┘
Все-таки я пожелал бы Нине Красновой близкого ей по духу, но придирчивого редактора. Похоже, Нина не умеет сокращать написанное. Да и не всегда проверяет себя. Например, она, сообщая, что Тютчев умер в семьдесят лет, вдруг делает "открытие": "┘собственно, из поэтов ХIХ века никто не дожил до такого возраста. Один Тютчев. И не только в этом смысле, а и в другом. Он единственный из русских поэтов XIX века, который не только дожил до 70 лет, но и до 70 лет писал стихи┘" А Фет? Он прожил 72 года и до последних дней писал стихи. Вяземский дожил до 86 и тоже писал. Федор Глинка побил, пожалуй, рекорд - дотянул до 94 и, кажется, писать не переставал! Но это я попутно.
У нас есть и Вера Павлова, дерзкая, весьма искушенная в современной поэтической ситуации интеллектуалка, но есть и Нина Краснова, которая, "не замечая" этой самой поэтической ситуации, подкупает такой простотой, которая тоже смелость.